Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новая жизнь театра корифеев

21 октября, 00:00

Что же касается культуры родной, национальной, то здесь, как это ни удивительно, дело оказалось несколько сложнее. Известно, что украинский театр в силу исторических условий и обстоятельств, в силу многовековой государственной зависимости и несамостоятельности развивался довольно трагически, на самом деле превратившись в почти колониальную культуру, которой позволялось культивировать только некоторые ритуальные традиции, связанные преимущественно с этнографической спецификой. В то же время европейский театр в начале ХХ столетия, накопив достаточную эстетическую базу, заканчивает определенный этап развития театральной теории и практики, когда уже окончательно сформированы эстетические принципы практического воплощения драмы как литературного рода. Были выработаны методы режиссерского анализа драматургии, постановочные принципы, открыты законы актерского существования на сцене, следовательно, была создана методология работы с драмой. На практике же рождались живые театральные шедевры, которые волновали тогдашнего зрителя.

Думаю, что театр корифеев полностью вписался в эту систему координат, в которой сделать что- то большее было уже просто невозможно. Но уже в это время закладывались основы нового пути развития театра, который по-настоящему начал осмысливать себя и в теории, и на практике параллельно с традиционным реалистическим театром. Одной из главных личностей в создании нового авангардного театра ХХ ст. был великий украинский режиссер Александр Степанович Курбас. На практике созданного им творческого объединения «Березіль» он доказал эстетические принципы полифонического театра ХХ ст.

Известно, что и сам Курбас, и созданное им театральное направление были уничтожены и на некоторое время вычеркнуты из истории отечественной культуры. Вместе с тем искусство театра корифеев было канонизировано и заидеологизировано. И сегодня уже возникла другая проблема. Чтобы двигаться дальше, чтобы понять настоящую первичную эстетику этого театра, нужно отбросить устоявшиеся представления о нем, очистить корифеев от наслоения консерватизма и заидеологизированности. А для этого, как известно, нужно прикоснуться к чистому первоисточнику, к той святой земле, что этот театр родила. Именно с этой целью театральная элита Украины в последнюю неделю сентября осуществила паломничество в Кировоград.

Во время пребывания в Кировограде мне многократно приходило в голову, что именно здесь, на родине, театр корифеев в его первичном виде больше всего забыт. Конечно, формально о нем всегда помнили. С 1970 года по случаю празднования 125-й годовщины со дня рождения И.К.Тобилевича (Карпенко-Карого) сверху даже было положено начало ежегодному празднику «Вересневi самоцвiти». Но с годами он становился все более формальным. Выступления одних и тех же коллективов, одни и те же лица участников конференций, традиционные темы докладов и тому подобное. Может, так оно было бы и дальше, если бы Сергей Проскурня не решил реформировать это дело.

Одним из самых интересных событий в рамках праздника стала научно-практическая конференция с достаточно полемическим названием «Театр корифеев — предтеча украинского театрального авангарда?», соорганизатором которой выступил Государственный центр театральных исследований им. Леся Курбаса. Кое-кто сначала весьма сдержанно воспринял саму идею конференции, но во время ее работы напряжение это было полностью снято. Интересно и то, что к ученым присоединились и практики театра, и что уже было полной неожиданностью — чиновники управления культуры. Это была первая попытка увидеть театр и драматургию корифеев в контексте творческих поисков на рубеже веков, понять значение классического наследия для будущего.

Что же касается будущего, то продемонстрировали свое отношение к драматургии корифеев и будущие актеры и режиссеры творческих вузов Украины (Харьковского института искусств им. И.Котляревского, Киевского государственного института театрального искусства им. И.Карпенко-Карого, Национального университета культуры и искусств).

Кировоградский зритель, не избалованный разнообразными театральными впечатлениями, воспитанный на традиционной эстетике своего театра, сначала довольно настороженно воспринимал экспериментальные работы молодых режиссеров по произведениям корифеев. Кажется, кое-кто просто не знал, как воспринимать спектакль Театральной группы Светланы Пасечник из Харькова «У неділю рано зілля копала» по Ольге Кобылянской или гротескно-балаганную «Шантрапу» Панаса Саксаганского в постановке Ирины Клищевской (Киевский театр «Колесо»). Обладатели Киевских пекторалей «Чарівниця» и «Олеся» в постановке Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра также иногда вызвали достаточно неожиданную реакцию зрительного зала.

Главным же событием стали спектакли ведущих театров Украины — Львовского театра им. М. Заньковецкой и Киевского национального академического театра им. И.Франко, которые подарили кировоградцам спектакли «Хазяїн» в постановке Федора Стригуна, «За двома зайцями» режиссера Сергея Данченко и «Сто тисяч» в постановке Владимира Опанасенко.

Параллельно с профессиональным состоялся фестиваль- смотр любительских украиноязычных театров.

Следовательно, ежегодные « Вересневi самоцвiти » стали действительно удачной попыткой увидеть и проанализировать современную театральную жизнь во многих аспектах. И доказали, что события культурной жизни могут происходить не только в столице.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать