Россия и Украина — кто есть кто в конфликте интересов?
На первый взгляд конфликты во взаимоотношениях России и Украины лежат в плоскости энергетических и языковых проблем. Но это только на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении, понимаешь, что эти взаимоотношения отражают процессы реформирования в Украине.
В свое время Россия была флагманом демократической революции, шла быстрыми темпами по пути преобразований. Украина не успевала за ней, копировала, что могла, в системе налогообложения, в региональных вопросах, во всем. Но по специфике того, как протекали реформы, становилось очевидным, что именно Украина была кадровой и интеллектуальной колыбелью коммунистической и социалистической идеологии на постсоветском пространстве. Все, действительно революционное, оставалось у нас не реализованным. Остановленная судебная реформа, недееспособное местное самоуправление, постоянно растущий административный аппарат, вот как выглядят усилия украинской политической элиты. То, что по- настоящему могло изменить систему власти и сделать демократические преобразования необратимыми, в Украине остается только мечтой. В России появились первые ласточки таких необратимых преобразований — СМИ, действительно независимые от государства. У нас же до этого дело не дошло. В Украине не существует ни одного олигарха, ни одного по- настоящему богатого человека, чье финансовое и общественное положение, бизнес и собственность не зависило бы от того, как складываются его отношения со структурами власти.
Украина никогда не имела глобальных великодержавных амбиций. В СССР ее устраивала роль кадрового источника и «серого кардинала». Поэтому по инерции в процессе перестройки она не претендовала на геополитическое положение в регионе, и не навязывала свои правила во взаимоотношениях при распаде Союза. Занимаясь фильтрацией копируемых у России реформ, Украина как бы признала право России на геополитическое величие, на наличие у нее особых, великих, стратегических интересов. Признала, игнорируя собственное право на это. Ничего другого и не могла породить психология совкового мышления, когда в душе мнишь себя богом, а вне нее остаешься рабом. Так легче жить. Ведь все усилия направлены на то, чтобы изменить мир вокруг себя, а собственный потенциал как бы не требует развития. В итоге сейчас мы слышим, что у Украины был потенциал, что сейчас он исчерпан, что нужно прибиваться к какому-то берегу. При этом идеологи политического мореплавания игнорируют то, что собственной энергетической и сырьевой базы нет у огромного количества стран, очень многие из которых оставили Украину по показателям экономического развития далеко позади копаться в поисках смысла объединения или разъединения.
Главное, мы патологически не понимаем, что основным ресурсом любого государства был, есть и всегда будет человек. То, что получила Украина после развала Союза, в этом контексте, позволяет сказать, что мы накопили потенциал больший, чем имели десять лет назад. Потенциал независимости мышления и самостоятельности действия. Это подтверждается тем, что не только в общественной среде, а и на государственном уровне, даже у тех чиновников, которые сознательно или неосознанно продолжают бороться за сохранение командно-административной системы управления экономикой, формируется убеждение в необходимости развития государства за счет внутренних его ресурсов и средств. Потребность Украины именно в таком подходе сложно переоценить. Сейчас как никогда она нуждается в такой политической идеологии.
Энергетическая отрасль стала лакмусовой бумажкой политических процессов в Украине и индикатором ее взаимоотношений с Россией не случайно. Дело ведь не в том, что мы хотим покупать у России энергоресурсы по дармовым ценам или можем их воровать. Да, и можем, и хотим, и продолжаем идти по пути легких коммерческих решений. Этот путь позволяет власти и энергетической олигархии снимать пенки с торговых операций и списывать свою несостоятельность в проведении реформ на российско-украинское противостояние. Поэтому проблемы развития экономики Украины и энергетики в частности, искусственно трансформируются политиками в проблемы отношений между двумя государствами. Хотя на самом деле это совершенно разные проблемы. Украина продолжает российским газом отапливать города, подогревая тротуары над трубами теплоцентрали, и не на шаг не продвинулась в программах оптимизации схем энерго- и теплопотребления, в создании ветровых и солнечных электростанций, в развитии локальных систем энергоснабжения за счет малых гидроэлектростанций. Переоснащение тепловых станций более мощными генераторами движется крайне медленно. Более того, не удается остановить уничтожение материальной базы энергетики. Лавинный сход цветных металлов с линий электропередачи приобретает характер стихийного бедствия.
Если так подумать, то сегодня в интересах России и дальше демонстрировать возмущение украинской хитростью и продолжать по-барски снисходительно входить в наше трудное положение. Это стимулирует процессы экстенсивного развития энергетической отрасли Украины, потому что формирует постоянную энергозависимость государства от дешевой энергии. Как у наркоманов. Поэтому нужно серьезно задуматься над тем, что стоит за Российской благотворительностью и рекламными кампаниями по строительству обходных газопроводов.
Отношения между Россией и Украиной не стабильны, потому что внешняя политика Украины в этом вопросе не имеет четкой концепции развития и не согласована с внутренней политикой. Чтобы стабилизировать процесс, необходимо, во-первых, осознать суть собственных геополитических интересов, как в этом регионе, так и во всем мире. Не нужно их придумывать. Достаточно признать основной задачей государства быстрый и очень значительный рост личного благосостояния граждан Украины. Увеличение их доли собственности в мировом капитале, в мировых энергоресурсах, в мировом объеме средств производства. Хочу особо подчеркнуть! Капиталов, собственности и средств, принадлежащих не государству Украина, не структурам его, а гражданам государства. При реализации такой задачи, геополитические интересы приобретут вполне реальные формы и станут фундаментом рациональной и эффективной внешней политики. Во- вторых, отношения с Россией нельзя строить на патологической убежденности в ее величии. Она большая, да. Много полей, лесов, широт, нефти, золота. Япония и сотой доли того не имеет. Но величие государства определяется качественными характеристиками его основного ресурса — народа. Его духовным, нравственным, интеллектуальным, ремесленным, организационным и физическим потенциалом. Он велик, никто не спорит. Но никогда за всю историю этого государства не был реализован и на сотую долю процента. Жертвенность и неприхотливость хороши во времена варваров, когда грубой силой и количеством крови решались все проблемы. В этом России никто не мог составить конкуренцию, и тогда она была действительно великой. Но времена варваров прошли. В эпоху информационных технологий на жертвенности людей можно въехать только на свалку цивилизации. А так как основной ресурс нашей страны имеет тот же мизерный уровень самореализации, что и у соседей, то можно с уверенностью констатировать, что сейчас мы, как никогда, на равных с Россией. И собственные глобальные интересы Украины не стоит измерять географическими размерами территории. Нет смысла соревноваться с соседом в добыче полезных ископаемых или еще в чем-то штучно-количественном. В новом тысячелетии, выигрывать в темпах экономического роста будет то государство, которое сможет создать наиболее благоприятные условия для развития качественных характеристик своего основного ресурса — граждан.
Проблемы согласованности внутренней и внешней политики всегда оказывали, и в дальнейшем будут оказывать огромное влияние не только на развитие двусторонних отношений между Россией и Украиной. В большей степени они будут определять тот базис, на котором будут складываться отношения Украины с ведущими государствами мира. Внешнеполитическое ведомство является неотъемлемой частью государственных структур власти, и его деятельность не может не отражать суть внутренней политики. Если сейчас граждане являются заложниками и рабами неэффективной государственной системы, которая не спешит повернуться лицом к изначальному своему предназначению, то вполне естественно, что эта система во внешних отношениях не сможет поставить интересы граждан над интересами структур власти. Для того, чтобы иметь полномочное право заявлять о своих геополитических и глобальных экономических интересах, Украине нужно изменить функции и полномочия структур власти по отношению к гражданам внутри страны. Подтвердить свои демократические декларации реальными действиями в интересах народа. До тех пор, пока этого не произойдет, все усилия руководителей государства в решении внешних экономических и политических проблем будут выглядеть усилиями власти по удовлетворению коммерческих интересов правящей олигархии. Во всяком случае, сегодня именно так выглядят проблемы украинско-российских отношений в разрешении энергетических «разногласий». И именно поэтому так безлика внешняя политика Украины в отношении государств, не представляющих интереса для наших полугосударственных коммерческих структур. Украине просто нечего там рекламировать. А кого можно заинтересовать культурными ценностями народа, не способного создать для себя нормальные условия существования и развития? Разве что собирателей фольклора и любителей экзотики.