Украина — Росcия: дефицит взаимопонимания как крупнейшая ошибка
Как ни парадоксально это звучит, но Россия на самом деле не видит для себя большой проблемы в газовых долгах Украины. Они и вовсе перестают быть проблемой при одном условии — если Украина становится ее геополитическим партнером. Если же мы идем особым, неприемлемым для России курсом, то к нам и отношение специфическое, и долги вырастают до проблемы международного значения, возникает угроза применения санкций, вплоть до переориентации экспортных потоков газа и направления их в обход украинской территории.
Украинской стороной такой подход расценивается как имперский курс, продолжение политики подчинения Украины и, соответственно, как неприемлемый с точки зрения суверенитета и независимости страны. Двойственность украинской политики состоит в том, что, с одной стороны, мы хотим проводить собственный, независимый от России геополитический курс, а с другой — претендуем на особое к себе отношение и определенные льготы в сфере экономики.
Но политика России, как и большинства стран, традиционно строится с учетом ее геополитических интересов. Если же быть до конца честными, то нам следует признать, что согласованность геополитических курсов оборачивается для стран, сближающихся с Россией, заметными преимуществами в сфере экономики. Пожалуй, главное среди них — это доступ к российским сырьевым ресурсам по приемлемым ценам и возможность использования потенциала огромного российского рынка. К примеру, экономика стран, вступивших в таможенный союз, не страдает ни от российских акцизов, ни от ввозных и вывозных пошлин, ни от НДС. И это при том, что им отнюдь не приходится принимать стойку «смирно» и выполнять все российские указания в сфере внутренней и внешней политики. Все вопросы свободно обсуждаются. Однако в таможенном союзе, как мы знаем, нет и стран, идущих в направлении, диаметрально противоположном курсу российской геополитики. Фактически, уже существует блок стран, которые сознательно, исходя из своих национальных интересов, разделяют и поддерживают внешнюю и внешнеэкономическую политику России. Нужно заметить, что Украина, не входя в таможенный союз, не является и противником геополитического курса России.
Оценивая итоги недавнего саммита СНГ, омраченного и усеченного трагедией на подлодке «Курск», приходится констатировать тот факт, что Украине и России не удалось достичь каких-то принципиальных договоренностей, (сколько бы об этом не сообщали официальные источники). На данный момент наше правительство не может похвастаться заключенными контрактами и соглашениями. Рано или поздно, мы все равно к этому придем.
Но очень плохо, если это движение навстречу будет не итогом взаимопонимания и учета взаимных интересов в различных сферах, а результатом постоянно ужесточающейся российской политики в отношении Украины. Мы видим, как с каждым годом дорожают российские экономические кредиты в виде энергоносителей, как снижаются объемы критического для нас импорта. При этом Украина продолжает занимать непримиримую позицию в отношении таможенного союза. И нас пытаются убедить, что он нам не подходит. Почему? Аргументации нет. Но если преимущества этого союза уже сегодня дают нам возможность закрепиться на российском рынке, тогда как внешние рынки становятся для нас все более недоступными, почему бы нам этим не воспользоваться, используя ресурс России? Эти преимущества могут послужить толчком для того, чтобы как можно быстрее выбраться из того экономического тупика, в котором мы оказались.
Не находя общего языка с Россией, мы делаем свою продукцию, идущую на экспорт, все более дорогой, менее конкурентоспособной и, в результате, теряем внешнеэкономические позиции как на Западе, так и на Востоке.
Нередко можно услышать, что наша экономика уже пережила энергетический кризис, и цены на энергоносители у нас близки к мировым, а России это только предстоит. При этом мы забываем, что Россия располагает огромными природными ресурсами и сама в состоянии определять внутренние цены, поскольку не импортирует энергоносителей. Что касается Украины, то как бы мы не пыжились, какие бы проекты диверсификации не рисовали, Россия остается для нас на десятом году независимости единственным и самым дешевым поставщиком энергии, и при определенных условиях в ее силах поднять наши внутренние цены к уровню, превышающему мировой. К примеру, не возвращая своим экспортерам НДС и не вводя дополнительный акциз.
Поэтому для Украины чрезвычайно важно искать и находить с Россией общий язык в сфере внешней политики, тем более, что на сегодняшний день этому нет альтернативы. В сентябре можно ожидать ужесточения позиции МВФ, и это в первую очередь связано с предвыборной неопределенностью внешнеполитических приоритетов США. Россия делает ставку на Буша. Украину же более устраивает Гор. Но стоит ли нам строить политику, опираясь на прогноз событий, которые могут произойти за океаном? Мы живем между Россией и Европой, и нам в первую очередь надо учитывать их позиции. Поэтому, когда нас хотят обрадовать наконец- то достигнутыми принципиальными договоренностями по украинским газовым долгам, то этому стоит верить с оглядкой на ситуацию и уровень существующих договоренностей в сфере внешней политики. Сколько уже раз нас уверяли в достижении сторонами полного консенсуса по газовым вопросам. Затем встречались делегации специалистов и разъезжались ни с чем. Разгадка тут в том, что подача нефти и газа в Украину для России давно уже стала не экономикой, а внешней политикой. Это подтверждается, к примеру, тем, что на последних «газовых переговорах» Россия отвела главную скрипку экспертам Министерства иностранных дел.
В чем тут дело? Думаю, что не открою секрета, если скажу, что Запад очень симпатизирует нынешнему премьеру Украины. Но, с другой стороны, от нас старательно скрывают, что с политической точки зрения это не совсем устраивает Россию. Виктор Ющенко в глазах многих россиян, все еще числящих Украину в старом Союзе, правопреемником которого для них стал СНГ, является ярым «самостийныком», прозападным деятелем, соответствующе сигнализирующим о настоящем векторе нашей политики. Под его имя мы должны были получить помощь, чтобы пережить зиму и рассчитаться с долгами. Соответственно, эта помощь никогда не поступит от России. При этом Виктора Андреевича, естественно, нельзя обвинить в том, что он ведет неправильную политику с точки зрения построения независимого европейского государства. Но ведь сегодняшние реалии очень отличаются от реалий 1991 года — года эйфории и надежд, связанных с провозглашением независимости. Тогда еще был внутренний ресурс для построения действительно независимого украинского государства. Сегодня он исчерпан.
Не исключено, что в результате переговоров Россия, в конце концов, все же несколько смягчит свою позицию в отношении украинских газовых долгов, поскольку ей же самой невыгодно внедрять в умы украинцев образ России, как непримиримого кровожадного ростовщика. Но параллельно она будет все глубже проникать в нашу экономику, чтобы диктовать нам свою политику изнутри. Сегодня, когда земля в Украине еще не стала товаром, россияне уже активно ее скупают. Ведь пятьюдесятью миллионами тонн зерна, которые способна производить Украина, можно закрыть основную часть потребностей России. Что касается приватизации в промышленности, то российскими компаниями уже получены солидные пакеты акций нескольких украинских предприятий, а подавляющее большинство инвестиций — это либо деньги из России, либо российские деньги из-за рубежа. По сути, Россия считает, что Украина попадает в сферу ее влияния, поэтому российский капитал так легко идет в Украину. Россия также считает, что, получая от нее постоянную экономическую помощь, и не будучи в состоянии ее экономически компенсировать, Украина должна платить за нее и политической монетой. И любое наше движение в сторону Запада, не понимаемое в России, вызывает там озабоченность, которую многие в Украине называют опять же имперской, а следовало бы называть это озабоченностью страны, которая претендует на весомую роль в мировой геополитике. Не тождественны ли эти определения? Думается, нет. Если мы станем так же спокойно воспринимать российские устремления в зоне ее национальных интересов, как воспринимаем американское присутствие практически во всем мире, то одно это уже сделает российскую позицию по отношению к Украине более толерантной и менее жесткой.
Сегодня Украина все больше превращается в потребительский рынок для стран Восточной Европы, имеющих переизбыток своих товаров, в страну способную потреблять, но не способную производить для себя. Рассказы о некотором подъеме нашей пищевой, легкой и деревообрабатывающей промышленности нельзя воспринимать без значительной доли скепсиса, поскольку рынок этих отраслей находится в той же России и легко перекрывается при первом же обострении политической ситуации.
Единственный путь для стабилизации и улучшения ситуации состоит в том, чтобы найти общий язык с Россией, которая видит Украину в качестве форпоста своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов. Географией и историей нам отведена роль страны, через которую с Запада на Восток будут идти технологии, а с Востока на Запад ресурсы. При этом Россия стремится, параллельно с ресурсами продвигать на Запад, используя экономический потенциал Украины, свои товары и услуги. Россия давно поняла, что ей не обойтись без Украины для реализации своих геополитических задач, равно как и Украине пора понять, что ей не стоит пренебрегать сотрудничеством с Россией.
Готова ли Украина к конструктивным действиям, к поиску адекватных современных моделей взаимодействия с северным соседом? Ведь именно дефицит взаимопонимания является тем окислителем, который постоянно разрушает с таким трудом создаваемые украинско-российские постройки, у которых еще сохранился отличный старый фундамент и большой ресурс работы в будущем. Тем более, что с усилением президентской вертикали в Украине и с приходом к власти в России Владимира Путина, диалог между двумя странами со схожим государственным устройством должен получить дополнительный импульс, поскольку полномочия лидеров настолько велики, что позволяют держать свое слово и наконец-то достичь желаемого взаимопонимания. Новая реальность определяет наши современные геополитические приоритеты и один их них — укрепление доверия и сотрудничества с Россией.
Игорь КИРЮШИН,
народный депутат Украины
Выпуск газеты №:
№157, (2000)Section
Подробности