Налоговая политика не должна ограничиваться изменениями форм налогов
Государство загнало себя в угол высокими ставками налогообложения
О пределение эффективной структуры налогов, налоговых ставок в условиях переходного периода стало важной задачей государственного регулирования. С одной стороны, она должна обеспечить формирование доходной части бюджета, с другой — стимулировать активность субъектов хозяйственной деятельности, снизить налоговое давление на отечественного производителя.
В условиях переходного периода государство «загнало» себя в угол значительным уровнем бюджетного финансирования, высокими ставками налогообложения, что привело к банкротству многих отраслей производства, углублению экономического кризиса.
Структура поступлений в Сводный бюджет Украины свидетельствует о том, что основная доля доходов получена за счет налога на прибыль предприятий, 25,4% налога на добавленную стоимость, 15,4% налогообложения прибыли физических лиц, 12% сборов в государственные целевые фонды.
Налоги на собственность, лицензии на предпринимательскую деятельность, плата за торговые патенты, налоги на международную торговлю, доходы от операций с капиталом, государственная пошлина не играют значительной роли в финансировании государственного бюджета.
В условиях переходного периода такая структура доходной части сводного бюджета определяется низким уровнем доходов предприятий, а сравнительно низкая часть налога с прибыли физических лиц обусловлена еще и низким уровнем заработной платы большинства населения.
В условиях экономического кризиса налоговая политика не должна ограничиваться нескончаемым количеством изменений форм налогов. Необходимо изменить саму основу налоговой системы в направлении определения главным налогоплательщиком населения путем повышения доли оплаты труда в составе валового национального продукта (с одноразовым уменьшением доли материальных расходов), роста налогов на прибыль предприятий за счет роста базы налогообложения.
С целью реализации экономической программы, провозглашенной в Послании Президента Украины в Верховную Раду «Украина: продвижение в ХХI столетие. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы», разработан проект Налогового кодекса.
В проекте Кодекса предложено существенно снизить ставки основных налогов: налог на прибыль предприятий — с 30 до 20%; налог на добавленную стоимость — с 20 до 17%, из которых 15% — для формирования бюджета и 2% — для формирования бюджета развития; налог на доходы физических лиц с 10— 40% (пять ставок) до 10— 20%; налогообложение дивидендов уменьшить до 15%.
Налог на доходы физических лиц предусматривается облагать налогом в зависимости от валового дохода, под которым понимают общую сумму дохода из всех источников, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной и нематериальной формах как на таможенной территории Украины, так и за ее пределами. Ставка налога дохода до 6480 грн. за год установлена в размере 10%, а более 6480 грн. за год — еще 20% от суммы превышения 6480 грн. за год.
По мнению автора статьи, такой подход обеспечит экономический рост путем применения системы уменьшения налогов с физических лиц с высокими доходами: склонность к увеличению расходов инвестиционного характера у этой части населения больше, чем у средне- и малодоходной.
Базой налога на добавленную стоимость становится договорная (контрактная) стоимость, которая определяется исходя из цен (свободных или регулируемых) товаров, работ, услуг, определенных договорами независимо от форм их заключения, с учетом налогов, которые включаются в цену товаров (работ, услуг), кроме налога на добавленную стоимость. Кодекс также определяет операции, которые подлежат налогообложению с нулевой ставкой. Четкость в формулировке этих терминов позволит избежать многочисленных недоразумений в этих вопросах.
Акцизный налог предлагается начислять на алкогольные напитки, бензин, дизельное горючее, пиво, этиловый спирт, транспортные средства, табачные изделия. Ставки акцизного налога на моторный бензин установлены с учетом сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ставки акцизного налога на моторный бензин А-72 — А-98 составят 400 грн./тонн, а на моторный бензин от А-72 до А-98, содержащий тетраэтил, свинец, — 600 грн./т. По мнению автора, желательно установить «льготные» ставки акцизного налога на спирт и биогаз, которые используются в качестве заменителей бензина. Такой подход активизирует усилия общества в направлении поиска нетрадиционных источников энергии с целью достижения энергетической безопасности государства.
Что касается налогообложения владельцев легковых автомобилей, то тут предусматривается уменьшить размер ставок на автомобили с малым и средним объемом цилиндров двигателя и повысить ставки на транспортные средства, объем цилиндров двигателя которых составляет от 2500 и больше куб. сантиметров (которые находятся преимущественно в собственности наиболее обеспеченной категории населения). С социальной точки зрения это справедливо: богатые должны нести более высокое налоговое бремя.
Проектом Кодекса предусмотрены платежи за социальное использование природных ресурсов, рентные платежи, которые будут выплачивать юридические лица, добывающие нефть, природный газ; транзитная рента за транспортировку трубопроводным транспортом минерального сырья и/или продуктов его переработки через территорию Украины; сбор за использование радиочастотного ресурса с целью проведения конверсии и перераспределения радиочастотного ресурса Украины. Плательщиками экологического сбора станут субъекты предпринимательской деятельности всех форм собственности, которые осуществляют выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Механизм влияния новой налоговой системы на эффективность производства является продолжительным, и позитивные результаты получаем только в перспективе.
Эволюционное реформирование налоговой политики направлено на снижение налогового бремени предприятий; развитие базы налогообложения; оно имеет инвестиционную и социальную направленность, предусматривает совершенствование таможенных тарифов как механизма развития внешнеэкономической деятельности.
Накануне открытия игр XXVII Олимпиады в Сиднее, по мнению автора, необходимо предусмотреть налог на развитие физической культуры и спорта вместо упраздненного коммунального налога.
Выпуск газеты №:
№154, (2000)Section
Подробности