Партийный ренессанс нового измерения
Партии становятся эффективным инструментом политической мобилизации обществаХарактерной чертой политической структуризации раннего этапа постсоветского транзита было возникновение партий «мелкого формата», которые поддерживали или законодательную (постсоветские оппозиционные парламенты) или исполнительную («реформаторскую») власть. И общепринятая калька партийной биполярности «правые — левые» отражала эту институциональную бипартийность. В результате государства как социальной и политической институции еще не было сформировано — оно было поглощено институциональными макропартиями и мелкими политическими партиями и группами давлениями.
Черта под этой эпохой была подведена и в России, и в Украине в конце прошлого — начале нынешнего года. Сегодня происходит департизация государства, оно постепенно наполняется правовым и административным содержанием (к сожалению, административное содержание иногда опережает правовое — это особенно отчетливо видно на примере России, в определенной степени такие же процессы идут и у нас). Оборотной стороной этого процесса является партизация общества. Параллельно происходит становление собственно политических партий. Но для того, чтобы они выросли в мобильные и эффективные политические структуры, необходим программный компонент. До тех пор, пока партии не предоставят этого компонента и не овладеют искусством программной стратегии, «президентская партия» (и в квазиинституциональном смысле, и в смысле репертуара действий) вынуждена будет задавать программный импульс, «программировать общество». Она будет это делать в режиме «ограниченной монополии» вместе с КМ, одновременно вступая с ним в определенный программный конфликт, который частично мы можем наблюдать сегодня.
В последнее время в политической жизни страны наметились некоторые новые тенденции. Прежде всего, снята биполярность «левые — правые» и на первый план выходят иные политические оси напряжения. Политический режим начинает политически дифференцироваться, и департизация государства объективно формирует запрос на сильные, укрупненные право-, лево-, и новоцентристские партии. Эта тенденция еще не очень очевидна, но уже проглядывается. Точно такая же тенденция наблюдается в России, но там она более осознана: Путин в своем послании четко поставил вопрос о необходимости создания эффективной партийной системы.
Партийная система — это наиболее эффективный инструмент политической мобилизации без административного, финансового, информационного ресурса (эти факторы присутствуют, но они играют дополнительную роль). Вторая функция партийной системы — формирование политических элит. Третий момент — партии формируют идейно — программное поле и, по сути, это создает более широкие и проективно ориентированные границы политики. Политика становится менее цинично ситуативной, а более прагматичной и проективной в смысле сочетания идеологии и политических решений. В нее вносится стратегическое измерение. С другой стороны, идеи и идеологии, которые насыщают партийный программный продукт, создают и идейно-ценностный формат политического процесса. Это объективная тенденция и партии начинают отвечать на этот запрос: произошло обновление программ НДП, СПУ, СДПУ(о). Далее, возьмем новую центристскую партию, о создании которой было недавно объявлено (объединение «Солидарности», ПРВУ и еще трех партий). В ее заявлении четко отражено, что это — партия программного типа, а не партия, создаваемая под какие-то электоральные кампании.
С другой стороны, параллельно с этими процессами идет движение внутри парламента, когда бывшие экономические инсайдеры становятся инсайдерами политическими. И они проводят очень большую работу по формированию этого партийного поля. При этом кому-то удастся трансформироваться в эффективных политиков, а кому-то — нет. Но этот процесс идет. Его положительное значение заключается в том, что происходит постоянная работа, направленная на отделение бизнеса от политики и начинают формироваться новые способы структурирования политического сообщества и общества в целом. Т. н. олигархи выполнили свою «историческую миссию»: удержали неструктурированное постсоветское общество от срыва демократических и рыночных преобразований. Они выполнили эту задачу — у нас в 1999 году, в России — в 1996 и 1999. Теперь на смену биполярности лево-оппозиционного и вертикально-олигархического плана в результате сложной структурной исторической работы приходит формирование нормального партийно-политического поля. Другое дело, что эти тенденции должны быть учтены в процессе имплементации, и в сопутствующих ей институциональных изменениях — в избирательном законе, законе о партиях и т.д. И для того, чтобы эти тенденции можно было перевести в стабильные политические институты они должны быть прежде всего, осмыслены.
Думаю, что радикальные изменения в положении партий могут произойти уже во время ближайших парламентских выборов. Конечно, многое будет зависеть от того, какой закон о выборах будет принят. Но даже если за основу будет взят мажоритарный вариант, все равно, роль партий в округах будет возрастать: будет учитываться не только персональный, информационный, финансовый, но и программно- политический контекст. Более того, поскольку сейчас изменяется и экономическая структура общества и заканчивается большая эпоха экономико-политического доминирования финансово-политических групп и институциональных макропартий, то изменяются каналы конвертации экономических и политических ресурсов. Проблема в том, что в нашем политическом поле действовали не столько политические, сколько экономические, финансовые, административные, информационные ресурсы. А программа, организация, мобилизация — это, собственно, политический ресурс. По мере того, как будет сжиматься финансовый сектор, медиа-рынок, а современные медиа-финансово-политические группы будут трансформироваться в нормальные партии, они смогут взять на себя роль основного политического ресурса и агента политики — организация, мобилизация, формирование элит и программный аспект. Последнее особенно важно, потому что именно программа будут служить той связью, по которой будет оцениваться избирателем все действия правительства. Поэтому сегодня программа — это тот перспективный факт, который может задать партиям новый темп. Те партии, которые не справятся с этим темпом, в конечном итоге потеряют свое влияние.
Есть распространенная точка зрения, согласно которой новая программная динамика возможна лишь с формированием в Верховной Раде партийной коалиции и коалиционного партийного правительства. На мой взгляд, она не совсем точна. Как раз наоборот: до тех пор пока партии не сформируют новое стратегическое программное измерение и не научатся производить качественный программно-политический продукт, до тех пор коалиция будет чисто ситуативной и не сможет стать действительно партийной базой для партийно-коалиционного правительства. Более того, в этом случае есть опасность, что «совет директоров» ВР будет формировать правительство на правах топ-менеждмента. Только наличие сильных программ и квалифицированных в программном и идеологических аспектах партий сможет выстроить новую программу коалиции. А на базе этой коалиции может быть создано политически ответственное правительство.
Выпуск газеты №:
№140, (2000)Section
Подробности