Фокусы на энергорынке
Можно ли с их помощью возродить энергетику?
На прошлой неделе вице-премьер Юлия Тимошенко заявила об успешном преодолении энергетического кризиса в Украине. Крылатые слова: «У правительства нет никаких оснований считать, что этот кризис возобновится вновь. Кризиса не существует», в считанные минуты дали обильную пищу информационному пространству.
Кто-то вздохнул с облегчением, кто-то воспринял слова вице- премьера с иронией.
У специалистов победный рапорт вызвал удивление, ибо, по их мнению, реальность в нем была чуть-чуть подредактирована.
Правительство не включило в продемонстрированные журналистам диаграммы информацию о движении и запасах топлива на электростанциях, о закачке газа в подземные емкости, о запасах мазута, а также о задолженности перед работниками тепловых электростанций и облэнерго, которая перевалила, кстати, на 1 июля за 160 млн. гривен.
По данным Минтопэнерго, к примеру, энергетические предприятия накопили в июне 287,1 тыс. тонн угля, что составило лишь 30,6% к запланированному объему, предусмотренному постановлением правительства №976 от 16 июня, а запасы мазута, которые предусматривалось пополнить на 38,2 тыс. тонн, сократились в течение месяца на 3,6 тыс. тонн.
Логично усомниться и в реальности выполнения плана по наращиванию объемов угля на складах ТЭС также и в июле, ведь для увеличения его запаса к концу месяца на 921 тыс. тонн (согласно тому же документу) электростанциям понадобится сжечь 964,3 млн. кубометров «итеровского» газа по цене $45 (за 1 тыс. куб. метров) без НДС и стоимости транспортировки. Нетрудно подсчитать, что ежесуточная стоимость газа для энергетиков в этом случае может превысить объем среднесуточных поступлений на счет энергорынка, которые составили в июне 12 млн. гривен.
А ведь шахтеры тоже не отгружают уголь бесплатно. Плюс энергетикам необходимо ежемесячно 100 млн. грн. для оплаты ядерного топлива, 80 млн. грн. для выплаты зарплаты и хотя бы 25 млн. грн. — для закупки оборудования и ремонтов. Кроме того, объемы добычи и отгрузки электростанциям угля обусловлены во многом техническими особенностями, как-то: мощностью действующих лав или пропускной способностью железной дороги.
По прогнозам экспертов Минтопэнерго, энергокомпании смогут накопить к 15 октября не более 2,6 млн. тонн угля из необходимых 5—6 млн. тонн «при самом благоприятном стечении обстоятельств и беспрерывных поставках электростанциям не менее 32 млн. кубометров газа в сутки».
Не исключено, впрочем, что упрямо избегающее неденежных расчетов правительство будет и дальше утверждать об исключительной эффективности этого пути. Однако скептики, воспользовавшись представленными официальными данными за первое полугодие, смогли бы кое-что опровергнуть.
Согласно представленным общественности графикам, к примеру, расчеты за электроэнергию в виде живых денег, поступивших «на энергорынок» составили в июне 333,4 млн. грн., при этом облэнерго оплатило 43,55% полученной с рынка электроэнергии.
В то же время оперативный отчет НЭК «Укрэнерго» за 30 дней июня свидетельствует, что украинские облэнерго перечислили за месяц на счет энергорынка всего 250,7 млн. грн., что составляет только 26,4% стоимости купленной электроэнергии.
В стремлении «повысить» достигнутый в июне уровень расчетов поставщиков с энергорынком к названной сумме приплюсованы, очевидно, еще 78,1 млн. грн., которые были перечислены Госказначейством в июне на специальный счет Минтопэнерго в качестве оплаты электроэнергии бюджетом. Эти бюджетные деньги распределяются впоследствии между генерирующими компаниями и никакого отношения к расчетам «на энергорынок» не имеют. При этом облэнерго не получают с перечисляемых Минэнерго денег собственную долю средств, как это происходит при прямых расчетах потребителей с энергопоставляющими компаниями, алгоритм энергорынка не работает, т.е. происходит ручное управление, а правительство, похоже, позволяет себе невинные манипуляции с цифрами, стремясь повысить собственный политический рейтинг.
К примеру, несмотря на введение с 1 июня 100% денежной предоплаты электроэнергии на оптовом рынке для независимых поставщиков, кто-то из оных, вероятно, продолжает получать электроэнергию от ГП «Энергорынок» по бартеру. К этой мысли подталкивает оперативный отчет НЭК «Укрэнерго» за 12 дней июля, согласно которому, «другие поставщики» оплатили энергорынку за электроэнергию только 11,5 % вместо положенных 100%.
Однако вернемся к представленной общественности «оптимистичной информации».
К сожалению, тут «за кадром» осталась основная причина столь резкого увеличения денежных перечислений на счет энергорынка в июне. Как известно, после введения упомянутой 100-процентной денежной предоплаты электроэнергии на оптовом рынке, большая часть генерирующих компаний, арендаторов энергоблоков и поставщиков давальческого топлива потеряли возможность получать электроэнергию от ГП «Энергорынок» по бартеру как независимые поставщики и реализовывать ее на розничном рынке. В результате облэнерго увеличили долю поставляемой электроэнергии в июне на 4 млрд. кВт-час или более, чем на 30%, увеличив тем самым количество получаемых от потребителей электроэнергии денег, поступавших ранее генерирующим компаниям и арендаторам от потребителей напрямую. Вот такой простой фокус использовало правительство, утверждая о своих успехах в привлечении денег потребителей на энергорынок.
Однако, по оценкам экспертов Минтопэнерго, сейчас реальный среднесуточный уровень денежных поступлений в электроэнергетическую отрасль на 3—4 млн. грн. ниже, чем был во время работы генерирующих компаний в качестве независимых поставщиков на розничном рынке.
Можно ли назвать подобное «увеличение» денежных расчетов за электроэнергию большой заслугой правительства, учитывая, что генерирующие компании с 1 июня потеряли источники дополнительного топлива и оборудования, а потребители столкнулись с монопольно высокой ценой электроэнергии со стороны облэнерго, не имеющих теперь конкурентов на рынке.