Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«День изо дня незаметной пчелой строчки лепил я...»

30 июня, 00:00
Татьяна БЕЛКИНА, «День» 
 

«Запах мяты» — вторая книга моего коллеги и друга Алексея Теленкова. «…Прекрасно, когда удачно сказанное облекается в форму законченную и совершенную. Что получилось в данном случае — судить Вам, уважаемый Читатель», — сказано в короткой аннотации. Судить Поэта? Ни за что! Но высказать пару суждений — не откажусь. Все-таки вторая (!) книга — свидетельство серьезных поэтических намерений автора…

Действительно, в первом сборнике слишком бросалось в глаза — простительное для автора, печатающегося впервые, — желание показать как можно больше своих произведений. В полном соответствии с названием — «Посвящение» — книга была составлена из стихотворных единиц, посвященных каким-то конкретным лицам, более того — предназначенных конкретным людям в подарок, и поэтому выглядела как портретно-именинная галерея друзей автора и просто симпатичных ему людей. Отсутствие строгих критериев отбора (если не считать таковым благородное стремление никого не забыть) заставляло вспомнить о давней советской проблеме: что нужнее народу — хорошие книги о плохих людях или плохие книги о хороших людях (затем, что хорошие книги о хороших людях во все времена удавались редко). «Посвящение» было книгой о, несомненно, хороших людях — и в этом, пожалуй, состояло главное ее достоинство.

Пройдя испытание первой книгой, поэт Алексей Теленков заметно окреп, вырос, развил чувство стиля и поэтический вкус. «Запах мяты» — изящно изданный томик «ладоневого» формата, составленный из 2- 4-8-стиший. И хоть немало из них все же являются посвящениями, автор сумел уйти от од и дружеских частушек. Впрочем, посвящения и на сей раз сыграли не последнюю роль, так как именно по этому принципу книга делится на две части. В первой, озаглавленной «Только ты…», все строки посвящены жене. Во второй — «И всё остальное» — …всему остальному человечеству. И хотя вторая часть по объему больше (да и приятных дам-вдохновительниц в ней помянуто немало), все же именно первую часть можно отнести к ярко выраженной любовной лирике. Уже сами названия стихотворений здесь говорят о живом и сильном чувстве: воспеты «Твоя рука», «Твое лицо» и даже «Твое «нет», и тут же рядом с ними — «Моя мольба», «Моя любовь», «Моя жажда»… Себя рядом с Любимой поэт изобразил в молитвенной позе: «…И вот сейчас стою перед тобою \\ я на коленях… Неужели стОю?», и все же она для него не только Мадонна — но и Ева, Царица — и в то же время Бабенка (так! с большой буквы!).

Во второй части автор более свободен и разнообразен как в тематике, так и в стилевых решениях. Здесь можно встретить и игривую интонацию, и трагическую, и традиционную версию того, что еще со Средневековья называлось «стихами к случаю». Пожалуй, можно упрекнуть автора в том, что отбор и на этот раз был недостаточно строг: некоторые четверостишия и по мысли, и по рисунку почти повторяют друг друга… впрочем, учитывая хронологический порядок подборки (а судя по датам, стихи приходили к автору день за днем), книгу можно рассматривать как поэтический дневник. В таком случае как повторы, так и смены настроений несут отдельную художественную нагрузку и ценны сами по себе. Лучшие строки «Запаха мяты» заставляют вспомнить классические образцы малой поэтической формы, например, Хайяма: «…Как? Почему? И во имя чего именно так моя жизнь состоялась? День изо дня незаметной пчелой строчки лепил я… Ничтожная малость!» Грустное наблюдение! Но хочется подбодрить автора словами Тарковского: «Пой, душа, — тебя простят!», — вечным напутствием всем, кто «лепит строчки».

…И, еще раз поздравляя Алексея с выходом второй его книги, не могу умолчать о том, с каким нетерпением я буду ждать третью, в которую (обещал! все — свидетели!) обязательно войдет и стихотворение, посвященное мне!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать