Зубная боль параллельной политики
Замечали ли вы, что людей, олицетворяющих собой государственную власть, объединяет нечто, чему трудно придумать название? Они как будто прошли некое прокрустово ложе, в котором подгоняют под шаблон не рост, а мозги. Одинаково разные, полные и подтянутые, лысые и вихрастые, эти люди «мыслят» государственными категориями, используют шаблонную терминологию, изредка пытаясь выделиться из толпы себе подобных. Эти попытки, как правило, не приносят весомого результата, так как в представлении большинства граждан все это происходит по ту сторону нашей жизни в неком параллельном измерении, существующем по своим законам.
Мы и Они. Говорим на разных языках, исповедуем ценности, которые отличаются качественно и по направленности. Развиваемся независимо, соприкасаясь в пространственно-временных переходах, совпадающих с денежно-кадровыми потоками. Референдум не просто показал существование этих двух измерений, но и обнажил всю глубину пропасти между ними, которая не уменьшилась за годы так называемых демократических преобразований ни на сантиметр. Но вот что интересно. Пока продвинутая интеллигенция сокрушается по поводу серости и бесхребетности обывателя, который, по ее мнению, не способен противостоять властному манипулированию, этот самый обыватель, не спеша начинает выходить из младенческого возраста и все быстрее отрывается от мамкиной титьки. Несмотря на то, что Украина как государство до сих пор продолжает существовать в младенческой стадии, постоянно желая присосаться к кому и к чему угодно — от российского газа и электроэнергии до чьих-то денег и идей, — граждане все увереннее делают свои первые самостоятельные шаги, все дальше отрываясь от параллельного политического мира. При этом они полны мудрости и терпения. Она заключается в том, что на государство и власть уже мало кто надеется, к ней начинают приспосабливаться, его начинают активно, в полную меру своего трудолюбия и таланта, использовать. Иллюзии власти мне симпатичны. Она думает, что наивный народ ее не всегда понимает, не достаточно ей верит и что это она его пользует — как и когда хочет. Но экономика, и теневая в том числе, подтверждает, что не все так просто. Граждане смиренно и вдохновенно позволяют власти упорно бороться за их счастливую жизнь. Более того, они ей активно в этом помогают, с улыбкой ласкового теленка, который, как известно, благодаря кротости своей от любой коровки молочка потянет. В конце концов, что людям стоит бросить в урну очередную бумажечку — да ничего! На, дорогая и государственная власть, возьми и отцепись, не до тебя.
Наши дороги продолжают стремительно расходиться, потому что цели и задачи нас не объединяют и не могут объединить, они попросту разные. Например, выступил недавно министр параллельного измерения по сельскому хозяйству и сказал, что нужно развивать его сахарную отрасль, а для этого поднять оптовую цену на сахар до двух гривен за килограмм. Но где эта отрасль, а где мы? Она там, в параллельном мире. Разве есть в Украине хоть один гражданин, заинтересованный в таком развитии? Нет ни одного. На нас оно отразится только отрицательно. Люди будут есть меньше сладкого, лишатся работы в отраслях, потребляющих сахар как сырье для производства, и у них появятся не только йодо-зависимые, а и глюкозо-зависимые заболевания. Чтобы мы ни делали, на какие бы митинги ни пошли, это ничего не даст. И только тогда, когда не граждане, а их некоторые отрасли станут похожи на жертву голодомора, кто-нибудь из реформаторов скорбно покачает головой и скажет, что были допущены досадные просчеты. Старшего колхозника назначат богатым в какую-нибудь коммерческую структуру, а на нового «председателя» возложат обязанности исправлять положение. С ценами на хлеб граждане уже справились, и пока хлебная промышленность медленно агонизирует, мы переходим на домашнюю выпечку хлеба. Этот постоянно повторяющийся процесс досадных просчетов напоминает зубную боль, которую лечат клизмой.
Вполне естественно, что эффективность такого лечения адекватна диагнозу, который ставят без учета очевидных симптомов. Например, такого, когда все просчеты совершаются не по разным, а по одной и той же причине. А именно потому, что в расчетах не учитываются граждане и их материальные интересы. Все реформаторы планируют развивать государство где-то там, минуя наши кошельки, заранее опустошенные нереальными налогами и многократно завышенной стоимостью функций жизнеобеспечения. И как результат — неэффективность всех усилий и решений власти растет в геометрической прогрессии. И какими бы цифрами роста нас не кормили, достаточно посмотреть на любой уличный щит с курсом обмена доллара, как тут же становится все понятно. Вдумайтесь — 60% трудоспособного населения со средней зарплатой 200 гривен кормят 100% населения при стоимости потребительской корзины в 600 гривен. Так сколько же стоит доллар?.. Какие 5 гривен, не менее 15. Просто отражает этот курс не состояние экономики, а уровень властного влияния на финансовые потоки. Поэтому, как бы благородно и здраво ни звучали призывы госпожи Тимошенко по оплате энергоресурсов, они останутся звучать там, в параллельном измерении. Так как тарифы на них сделали заложниками, ворами и должниками государства всех, включая стариков и младенцев. Зачем нам дележ энергорынка, который происходит где-то там? Нам все равно, хоть подарите эту газовую трубу Путину на день рождения. Мы безразличны, потому что бессильны повлиять на это, и понимаем, что ничего не изменится для нас, даже если завтра всех должников энергетической отрасли отключат и выполнят все требования вице-премьера. Энергию не будут покупать, люди замерзнут зимой, но все равно не заплатят, потому что нечем заплатить. В это никак не могут поверить реформаторы. Они убеждены, что у нас есть деньги, что это мы — теневая экономика. На самом же деле это не так. Теневая экономика существует очень давно в третьем параллельном измерении, и попытки власти получить доступ к ее финансовым потокам через нас безнадежны. Потому что этот очень малочисленный третий мир имеет в сто раз больше точек соприкосновения с властью, чем мы. Все усилия власти по борьбе с ней не более чем этюды по риторике, за которыми просматривается один интерес — отобрать деньги. Не знаю, как поведут себя «теневики», а я не отдала бы ни копейки. Некому отдавать. Нет хозяев в государстве. У хозяина даже батрак сыт, а у нас только батраки теневиков с голоду не пухнут.
Параллельный мир продолжает стандартное лечение стандартных просчетов. Не в силах отказаться от права манипулировать нашими деньгами, он готовится к очередной клизме в энергетической отрасли. Убеждена, что никакие суперсхемы, кадровые тряски, судебные разборки ничего не дадут. И только одно лекарство может помочь. То, которое непосредственно влияет на увеличение денежной массы в кошельках рядовых граждан и производственников — снижение тарифов на энергоресурсы. Но как же страшно лечить эту зубную боль, удалить нерв личной непогрешимости и амбициозности, поставить пломбу на газовый счетчик и потом каждый день чистить зубы... Хотя есть еще один народный метод — выбить все зубы и поставить протез. Зима покажет, как сложатся наши отношения с параллельным миром. Не исключено, что такой способ лечения останется единственным и последним нашим шансом выжить.
Выпуск газеты №:
№108, (2000)Section
Почта «Дня»