Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Жесткая любовь» — лучший западный рецепт для российских реформ

31 мая, 00:00

Сейчас, пока Путин пытается выровнять регионы по линии кремлевской политики, давление на Москве. Вскоре давление иного рода перейдет на Запад — когда Кремль будет подавать заявку на новые международные кредиты. Пока МВФ и Россия обсуждают подобные кредиты и в то время как близится встреча Большой Восьмерки (G-8), наступил подходящий момент для оценки десятилетия экономического сотрудничества между Россией и Западом. Результат может определить успех президентства Владимира Путина.

До недавних пор показные пакеты помощи России были весьма модными. За семь лет G – 8 и МВФ переслали миллиарды долларов в Россию, и западные банки хлынули в Москву. Каждый из них совершил всевозможные ошибки, а потом списал или уменьшил суммы, занятые у него. И российские, и иностранные инвесторы стали жертвами кремлевских пирамидальных кредитных схем. Единственный конкретный результат огромного притока денег — это виллы россиян на французской Ривьере, скандал, связанный с отмыванием денег в Банке Нью-Йорка, и секретные счета кремлевских официальных лиц в швейцарских банках.

Спустя десять лет (и после получения 20 миллиардов долларов кредитов) российская экономика остается в хаосе. Веры в рубль практически не существует: 70% всех сделок проводится в долларах. Действительно, российские долларовые средства превышают рублевые. Это как если бы Россия была замаскированным филиалом американской денежной системы. Потому что надежная банковская система остается уделом мечтаний, внешние кредиты и коррупция высоки, как никогда, а отток капитала по-прежнему не снижается. И это не говоря о таких мелочах, как налоговая реформа, пенсионная реформа и частное владение землей.

Несмотря на все это, идет слух о том, что российская экономика восстанавливается. Не нужно иметь экономического диплома, чтобы понять, что сегодняшний подъем в основном происходит за счет четырехкратной девальвации рубля и возрастания цен на такие продукты, как нефть. Печально, но факт: история показывает, что как только цены на нефть подскакивают, все вновь начинают ссужать деньгами Россию, тем самым замораживая начавшиеся реформы.

Никто в России, за исключением немногих коррумпированных официальных лиц, не благодарен Западу за эту помощь. Антипатия в отношении Запада, особенно среди молодежи, углубляется с ростом коррупции. Все замечают, что капитал, «ушедший» из России, осел в западных банках, но никто не слышал о деньгах, спрятанных где-нибудь в Северной Корее.

Однако новый президент означает и новое начало — подходящее время для «выметания мусора». Я не уверен, что президент Путин сумел собрать талантливое правительство. Его первые назначения не хуже и немногим отличаются от позднейшего ельцинского кабинета. Администрации Путина, возможно, будет не хватать информированного экономического лидерства и решимости, необходимой для того, чтобы поставить Россию на рельсы. Тем не менее у президента Путина есть уникальный шанс для проведения реформы, благодаря его репутации компетентного человека и поддержке, которой он пользуется у Думы и глав регионов.

Однако перемены не могут произойти только усилиями одной Москвы. Годами помощь Запада приходила с двойным стандартом. Уже в самом начале западные политики и функционеры МВФ «проглядели» фундаментальные экономические аксиомы, о которых они никогда бы не забыли у себя дома. Они смотрели сквозь пальцы на коррумпированные сделки типа «кредиты за акции» и на подтасовки в приватизации. Такая постоянная и желанная «слепота» помогла расцвести коррупции, а узкой группе олигархов захватить контроль над экономикой.

Вот почему подход МВФ и G – 8 так важен. Им остается лишь предпринять простые шаги.

1. Заставить Россию играть по правилам. Не делать исключений по политическим причинам. Предлагать только такие шаги, которые могли бы сделать и сами западные правительства. Никаких двойных стандартов. Пусть будет меньше двусмысленных дипломатических речей и больше твердоголовых финансовых министерств в формировании политики Запада в отношении России.

2. Сконцентрироваться на частном секторе. Большинство финансовой и иной помощи Кремлю провалилось. Несколько миллиардов долларов здесь или там — не такое уж большое дело для Запада. Но это важно для России из-за огромного влияния коррупции. Сделки с российским младенческим частным сектором могут быть рискованными, но это скорее вопрос оценки профессионализма кредитных работников, а не проверки политиканов на честность.

3. Сконцентрироваться на людях. Представьте, если бы после 1993 года 20 миллиардов долларов были бы потрачены на обучение 150000 российских студентов за рубежом — они могли бы преобразить Россию быстрее, чем все программы помощи, вместе взятые. Многие из них были бы даже благодарны.

В июле президент Путин едет на встречу G-8 в Окинаве, чтобы «обтесаться» в мире большой дипломатии. Новый босс МВФ (немец Хорст Келер. — Ред. ) пока что ведет правильную линию в переговорах с Кремлем. Похоже, пришло время оставить позади скандалы и глупые ошибки прошлого.

Россияне должны сделать всю тяжелую работу сами, потому что Запад не может купить экономическую реформу, а Россия не может импортировать реформаторов. Россия не должна поддаваться покровительственным аплодисментам Запада в честь ее пародий на реформу. Она не должна получать новые кредиты или прощение долгов, если она не сможет провести разумные реформы. Психологи называют такой подход «жесткой любовью». Только когда Запад встанет на подобную позицию, Россия перестанет быть «особым случаем», приводя в смятение и экспертов, и саму себя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать