Василий КУЙБИДА: «Отсутствие публичной региональной политики приводит к взаимным обвинениям»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000524/490-4-1_0.jpg)
После референдума активизировались дискуссии о второй палате парламента, которая, согласно народной инициативе, должна представлять интересы регионов. Но что такое «регионы»? Существующие области или какие-то иные территориальные образования, скажем, наподобие введенных российским президентом федеральных округов? Каким образом изменения в Конституции, которые будут реализовывать двухпалатность, изменят существующую систему отношений «регионы-центр»? Стоит ли вместо усиления «интересов регионов» только усилить местное самоуправление? В разговоре со львовским городским председателем Василием Куйбидой мы пытались выяснить, какова позиция мэров крупных областных центров.
— Василий Степанович, в какой степени создание второй палаты парламента может повлиять на решение проблем регионов?
— Все будет зависеть от того, какие функции будет выполнять каждая из палат. Если вторая палата будет сформирована из представителей регионов, и им будет предоставлено, например, право участия в создании и принятии законодательных актов, то таким образом можно создать действенные рычаги. В противном случае, понятно, что нет.
Если говорить о методах формирования верхней палаты, то в различных странах они разные. Есть страны, где сенаторов назначает премьер-министр, есть — где президент, есть — где избирают. Мне кажется, что верхнюю палату должны избирать региональные, территориальные общины. Выборы могут быть прямыми, то есть от каждого региона (для примера) избираются по три человека по одномандатному округу. Возможен вариант непрямых выборов. Скажем, представительские органы местного самоуправления избирают трех лучших для представительства в верхней палате. Какой вариант формирования верхней палаты выберет наш парламент — сложно сказать.
— На ваш взгляд, с какой самой главной проблемой сталкиваются сейчас регионы?
— Нашему государству 9 лет, но у нас до сих пор нет публичной региональной политики. Только сейчас начали обсуждать различные концепции такой политики, стараемся найти в них позитив, устранить недостатки, создать одну- единственную концепцию региональной политики, которую утвердит Верховная Рада. Тогда все регионы, политические партии будут знать суть этой региональной политики, будут видеть, как она реализуется, что отвечает этой политике, что не отвечает; будут понимать, почему именно так, а не иначе формируются финансовые потоки в нашем государстве. На сегодня только по той причине, что не хватает информации и собственной публичной региональной политики, между регионами существует недоверие друг к другу, и идут взаимные обвинения. Например, Восток считает, что содержит Запад, в свою очередь Запад считает, что финансовые потоки идут на Восток. Если же мы будем иметь такую обнародованную концепцию, то не будет таких догадок, домыслов и, соответственно, обвинений.
— В последние годы местные органы самоуправления утрачивали свое влияние на ситуацию в регионе, вместо этого укреплялась государственная вертикаль власти, оставаясь при этом чрезмерно централизованной. Насколько оправданным, на ваш взгляд, было такое направление развития?
— Наше общество находится в переходном состоянии, эту трансформацию нужно проводить обдуманно, иногда — с определенными усилиями органов власти, без чего трансформация может затянуться на долгие десятилетия или века.
В переходном периоде должна быть крепкая исполнительная власть, потому что разбалансированный механизм не сможет выполнить такую сложную задачу, как привести общество к новому качеству. Законодательная власть, конечно, определяет рамки, в которых будет происходить трансформация, но оперативное вмешательство, оперативное руководство событиями осуществляет исполнительная власть. Очевидно, когда мы придем в новое качество — состоится перераспределение сил между различными ветвями власти. Для примера. Если мы имеем в виду местное самоуправление, то мне ближе мнение, что организация управления в городах, предусматривающая сильного городского председателя, более целесообразна. Возможно, пройдет 10 или 20 лет и потребностям будущего времени будет отвечать такая организация управления городом, которая предусматривает существование слабого мэра.
— Понятие «регионы» не выписано в Конституции. Сегодня оно ассоциируется с историческим и географическим разделом страны на Восток, Запад и так далее. Как вы считаете, что должно быть основным фактором для определения региона?
— Восток — Запад, Север — Юг — это понятия географические, ужасно, если они в государстве носят еще и политический признак. Тогда это словно указывает на возможность разлома государства.
Но, действительно, если мы говорим о региональной политике, то должны сначала определиться с тем, что такое «регион», выбрать критерии для определения региона. По моему убеждению, сначала эта проблема требует дискуссии. Для меня не является очевидным, что регион должен совпадать с территориальным разделом, существующим на сегодняшний день.
Я на регион смотрю не как на административную единицу. Если мы говорим, что наша региональная политика должна обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие региона, то должны сначала обеспечить наличие в регионе достаточной экономической базы, чтобы это самостоятельное развитие могло происходить. Когда мы определимся — что такое регион — тогда можно объединить границы экономического региона с пределами административного, поменять соответственно бюджетную систему и, расписав за разными субъектами региональной политики их функции, обязанности, права, переходить уже к реализации концепции региональной политики.
— Сегодня большинство возникающих в регионах конфликтов касаются распределения бюджета и имеют в своей основе определенное противоречие: ведь областные советы формируются из одинакового числа представителей как областного центра, так и, например, небольшого аграрного района. Соответственно, при распределении бюджета интересы крупных городов, являющихся к тому же преимущественно донорами, не учитываются.
— Сегодня нужно ответить на еще один важный вопрос: а как должен выглядеть инструмент проведения региональной политики в регионе? Как построить субъект региональной политики регионов как орган управления? Это тоже должно решиться дискуссионно. Или все должно остаться как есть? То есть, имеется государственная администрация и есть областной совет как представительский орган, который выражает общие интересы территориальной общины и не имеет исполнительного органа. Или, возможно, выбрать иную модель. Скажем, ввести понятие региональной территориальной общины. И тогда уже представительский орган выражал бы интересы территориальной общины региона. Он тогда должен иметь свой исполнительный орган, а государственная администрация должна быть лишена хозяйственных функций, за нею должны остаться только контрольные или надзорные функции (типа функций префекта во Франции).
Если областной совет представляет общие интересы территориальной общины, то логично, что от каждой общины по два-три депутата избираются как представители общины и из них формируется областной совет. Но при такой системе формировать областной бюджет мы тоже должны снизу.
На сегодня есть областной совет, который утверждает областной бюджет и устанавливает нормативы отчисления общегосударственных налогов и сборов для городов. И тогда зарождается конфликт противостояния между советами городов и областным советом. Этот конфликт зарождается везде. Чаще всего областной центр является донором. Другие — реципиенты. Но областной центр так же, как и другие территориальные общины, в представительском органе представляют два или три депутата. Далее срабатывает коллективный эгоизм реципиентов, которые заинтересованы в том, чтобы забрать себе как можно больше денег, автоматическое распределение бюджета ведется не в пользу городов областного центра.
— На одном из семинаров, посвященном проблемам региональной политики, вы говорили о возможном укрупнении областей. Насколько это реально и возможно в ближайшее время, не приведет ли это к социальным проблемам?
— Я не думаю, разве что возникнет проблема элит. Области создавались не сегодня, а в бывшем Советском Союзе, исходя из задач, стоявших тогда перед республикой как частью большого СССР. Сегодня и ситуация, и цель изменились. Логично, что мы не можем пользоваться теми же механизмами достижения цели, которые были 15 лет назад. По моему мнению, границы многих областей должны быть пересмотрены с точки зрения наиболее эффективного управления нашим государством и реализации нашей политики.
— Если вы это анализировали, то, очевидно, вы задумывались о рациональном количестве регионов Украины.
— Сколько их должно быть — 6 или 10 — это не играет существенной роли. Главное — согласовать признаки создания этих регионов. Если мы определимся тут, то в дальнейшем нам будет просто определиться с количеством регионов.
Я не хотел бы что-то давать, как абсолютную истину. То есть, то, что я говорю, является моими поисками. Ответы на вопросы и приглашение к дискуссии — эти вещи очень важны для нашего государства. Необходимо, чтобы высказались не только специалисты (экономисты, управленцы, политики), но и жители наших регионов.
— Ходят слухи, что вы собираетесь баллотироваться во Львове в округе №115 на довыборах в Верховную Раду. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Если слухи ходят, то пусть себе ходят. Запрещать их не будем.
КСТАТИ
В конце прошлой недели Василий Куйбида, поблагодарив трудовые коллективы, которые хотели видеть его депутатом Верховной Рады по Галицкому избирательному округу, сообщил, что в такое сложное время не может бросить на произвол судьбы город. Тем временем, сообщает корреспондент «Дня» Александр СЫРЦОВ, по последней информации 35 кандидатов собираются побороться за вакантное место депутата парламента от Галицкого округа Львова. Интересно, что среди них — четыре профессиональные журналиста. И прежде всего тут следует ожидать конкуренции между двумя «диаспорными» львовянами — шеф-редактором журнала «ПіК» Зиновием Куликом и главным редактором газеты «Час» Тарасом Чорновилом. Вместе с ними в избирательную гонку готовы включиться президент местной телекомпании «Міст» Михаил Хвойницки й и главный редактор народного журнала «За вільну Україну!» Богдан Вовк. Еще один участник гонки — председатель правления Фонда развития Львовщины Андрей Садовый — также имеет отношение к медиа, в частности к радио «Люкс» и газете «Поступ».