Перейти к основному содержанию

Почему не индексируются доходы большинства работающих?

25 апреля, 00:00

Нынешнюю ситуацию с индексацией доходов большинства работающих нельзя назвать нормальной, и ее необходимо вернуть в правовое поле. И сделать это, учитывая задекларированную социальную направленность Программы деятельности правительства, возобновив индексацию в соответствии с действующим законодательством.

Еще в 1997 году Верховная Рада, чтобы защитить малоимущие слои населения от последствий инфляции, приняла Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения», вступивший в силу в 1998 году, который устанавливал основания для проведения индексации и размер обусловленных ею выплат.

В свою очередь Кабинет Министров утвердил «Порядок проведения индексации денежных доходов граждан», который полностью соответствовал закону. В октябре 1998 года индекс потребительских цен впервые превысил величину порога индексации (105 %), и уже в декабре должна была состояться индексация зарплат, пенсий и других социальных выплат. Однако в том же месяце Кабмин принял новое постановление, которым внес изменения в установленный раньше порядок. Они обусловливались «ограниченными возможностями бюджетов всех уровней» и «с целью недопущения увеличения задолженности». Но эти изменения вступили в противоречие с нормами закона.

Во-первых, теперь индексируются только денежные доходы, не превышающие величину предела малообеспеченности (на данное время 118,3 грн.), хотя законом установлено, что индексации подлежат денежные доходы граждан в пределах трехкратной величины стоимости предела малообеспеченности. Во-вторых, для проведения расчетов используется индекс потребительских цен, уменьшенный на 5 %, тогда как закон определяет, что индекс, которым, по закону, должна проводиться индексация, должен использоваться без любого уменьшения, а для других сумма индексации сокращалась в несколько раз. И если для бюджетной сферы причины фактической приостановки индексации еще можно было понять (но не оправдать), то каким образом ограниченность бюджетных средств влияет на индексацию доходов работников производственной сферы, не объяснил никто.

Положение, сложившееся сейчас с индексацией доходов, кроме социального, имеет еще и юридический и экономический аспекты. Исходя из закрепленного в Конституции принципа верховенства права, подзаконный акт не может менять нормы закона, и последний имеет высшую юридическую силу. Но все начали руководствоваться не законом, а постановлением, не в последнюю очередь через разъяснение, которое предоставило Минтруда. Исправить ситуацию попробовала Верховная Рада, которая, не имея права отменить постановление Кабмина, приняла свое постановление, которым поручила ему провести индексацию согласно с законом, а Генпрокуратуре проконтролировать ее выполнение. Но это постановление ВР не было выполнено, а Генпрокуратура в ответ на представление профсоюзов относительно нарушений закона сообщила, что не видит оснований для вмешательства, так как, принимая бюджет, ВР не предусмотрела в нем средств на индексацию. Хотя известно, что проект бюджета подавал Кабмин, а следовательно, средств не предусмотрел именно он. Высшая надзорная инстанция государства, возможно, сама того не подозревая, создала опасный прецедент, когда несоблюдение закона и его изменение подзаконным актом оправдывается нехваткой средств. Поэтому юристам, которых немало среди наших законодателей, было над чем поразмыслить, но они почему-то над этим вопросом особенно не задумывались.

Возобновить индексацию согласно с законом пытались только профсоюзы. Но, не имея правовых рычагов, добились только включения в Генеральное соглашение на 2000 год обязательства Кабмина обновить индексацию доходов для работников производственной сферы. А что же делать бюджетникам, должностные оклады которых не пересматривались с августа 1996 года, хоть инфляция с того времени составила почти 70 %?

Теперь об экономическом аспекте. Известно, что в 1992 — 1994 годах падение реальной заработной платы происходило втрое быстрее, чем падение объемов ВВП. Тогда тоже индексация доходов была приостановлена, но через определенные периоды пересматривались размеры должностных окладов. Сейчас ситуация еще хуже. Отсутствие индексации доходов населения приводит к тому, что постоянно сокращается доля оплаты труда в ВВП (с 29,7 % до 24 % за 1997 — 1999 годы), что, кроме роста степени эксплуатации рабочей силы, усиливает диспаритет между ценами и доходами, снижает уровень жизни и покупательную способность населения, вызывая падение объемов производства, и, в конечном итоге, негативно влияет на экономику. Недаром даже МВФ включал в предыдущие меморандумы, подписанные с нашим правительством, пункт об индексации доходов граждан с коэффициентом 0,8 от индекса инфляции. Тревогу вызывает и то, что приостановка индексации провоцирует дальнейшую инфляцию, поскольку у правительства нет никакого стимула для борьбы с нею, что открывает шлюзы для необоснованного роста цен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать