Перейти к основному содержанию

Минобороны признало, что в дом в Броварах попала их «Точка»

25 апреля, 00:00
Вчера на пресс-конференции в Киеве министр обороны Украины Александр Кузьмук выразил соболезнование пострадавшим вследствие трагедии в Броварах и извинился перед ними. По его словам, «все необходимые процедуры для подготовки гарантированного запуска ракеты были выполнены». Однако полет ракеты на расстояние 90 километров вместо 30 проходил в неуправляемом режиме. Причастность человеческого фактора к отказу ракеты «Точки-У», по словам министра, маловероятна. В настоящее время рассматривается несколько версий технических отказов ракеты, до последнего времени считавшейся одним из самых надежных средств вооружения. Созданы соответствующие комиссии по расследованию, запрещено проводить стрельбы из всех видов ракетного оружия ПВО, ВВС и ВМС, возбуждено уголовное дело по факту гибели людей. Недостоверная информация о попадании ракеты в цель на полигоне объясняется тем, что там песчаная почва перепахана снарядами — неделей ранее там также проходили стрельбы. А обломки ракеты погружаются в песок на глубину от 9 до 12 метров. Это и стало причиной ошибки. На вопрос о возможных кадровых изменениях министр ответил, что «не надо искать «стрелочника». Это будет неправильно. Все выводы будут сделаны после завершения расследования. Справедливо...

Кстати, вчера пассажирский корабль, возвращавшийся из Стамбула в Севастополь, вошел в зону учений Черноморского флота РФ. В мачту-надстройку лайнера попала выпущенная с военного корабля крылатая ракета. Травмирован один пассажир.

Министерство обороны Украины признало, что военные виновны в трагедии, которая случилась в городе Бровары под Киевом. Там, 20 апреля в 15.07 по неизвестной тогда причине произошел взрыв в жилом доме. Трое его жителей погибли, а трое были ранены. Как раз в этот день, чуть раньше, за 90 километров от Броваров на полигоне военные запускали тактическую ракету класса «Земля—Земля».

Кирпичный дом в Броварах с девятого по второй этаж будто проткнули гигантским ломом. Сверху в крыше зияло круглое отверстие с четко заметными следами, которые напоминали отпечатки, продавленные четырьмя стабилизаторами. Такую картину наблюдали спасатели, которые прибыли на срочный вызов. Тем не менее, на первых порах более вероятным казалось пояснение, что подобные разрушения повлекло взрывное устройство направленного действия, но не ракета. Пресс-служба Минобороны выступила со срочным опровержением, где отвергалась любая связь между учениями в Гончаровске и разрушениями дома в Броварах. Военные утверждали, что ракета попала в цель за тридцать километров от места пуска, уклонившись от цели лишь на 8 метров. Это был запуск тактической ракеты «Точка-У», максимальная дальность полета боевой части которой, по справочниками, составляет 120 километров.

Тем не менее, поздно вечером в воскресенье в эфире канала «1+1» начальник ракетных войск и артиллерии Украины Сухопутных войск генерал Владимир Терещенко признал, что в дом в Броварах попала именно та «Точка». Генерал заявил, что Минобороны создало специальную комиссию, которая занимается расследованием причин трагедии и поиском ответа на вопрос, почему запущенная ракета не среагировала на команды управления. «Это оружие — наиболее современное из того, что имеет Украина. Те, кто эксплуатировал этот ракетный комплекс, больше, чем в себя, верили в его надежность», — утверждал Терещенко. Непонятно и то, почему группа инспекторов, проверяющих попадание ракеты в цель, подтвердила то, чего не было. «Мы увидели воронку возле блиндажа, в который нацеливали ракету», — объяснял полковник, возглавлявший группу проверяющих. Этого, как оказалось, было достаточно, чтобы на верх пошел оптимистический рапорт.

На сегодня жертвам действий военных выплачено по 2 тысяч гривен, семьям погибших — по 5 тысяч гривен. Минобороны готово возместить материальные и моральные убытки потерпевшим. Однако люди раздражены тем, что военные так долго решались признать свою причастность к ЧП в Броварах. Детонирующий эффект трагического пуска негативно отразится на доверии как к самой армии, так и к ее руководству.

Ракетная бригада, выполнявшая стрельбы в Гончаровске, по итогам проверки 1999 года признана лучшей в Сухопутных войсках страны. Значит, на нынешних маневрах ставка осознанно делалась на то, что пуски просто обязаны быть успешными. Что и зафиксировали приглашенные тележурналисты, показавшие вечером в своих репортажах, как командующий Северным оперативным командованием генерал Колотов награждал часами отличившихся сразу после пуска «Точки», нисколько не сомневаясь в их результативности. Конечно, от случайностей не застрахован никто, но теперь на фоне трагедии каждая деталь приобретает абсолютно другую окраску. Несколько лет назад во время стрельб ракета реактивной системы залпового огня типа «Смерч» упала не в безопасной зоне полигона, а, побив рекорды по дальности, домчалась до села Триполье, проломив крышу хозяйского сарая. То происшествие быстро забылось. Но если подобное повторяется — уже в лучших частях, — то по каким критериям следует оценивать уровень боевой подготовки армии в целом? И что у нас стоит все-таки на первом месте — реальная выучка или оптимистические отчеты?.. Это во-первых.

Во-вторых, речь вообще об информационной стратегии поведения оборонного ведомства в этой непростой ситуации. Формально можно считать, что пресс- служба сама оказалось заложником ситуации, когда у кого-то не хватило военной смекалки отличить старую воронку от свежей, только что развороченной пятисоткилограммовой ракетной болванкой. Но это весьма наглядный урок, чтобы понять, что при нынешних правилах игры, где на первом месте забота об имиджевых сообщениях, существенно притупилась готовность адекватно реагировать на ситуации критические и экстремальные. Решение об информировании общественности о неудачном ракетном пуске в стенах Минобороны в миниатюре напоминало ситуацию с Чернобыльской катастрофой. Как сказать и что сказать? И кто скажет? Чем дольше искался выход, тем негативнее воспринимался результат.

Конечно, ударная волна неудачного пуска кардинально отразится на карьере многих генералов. Оргвыводы сделать проще всего. Но теперь будет крайне важно, что будет реальной первоосновой для вполне возможных дальнейших кадровых перестановок и в каком раскладе ляжет этот пасьянс. В понедельник должны были состояться еще одни учения — на Житомирском полигоне с присутствием военного руководства и Верховного Главнокомандующего. В последний момент стало известно, что Президент на учения не поедет. Синоптики прогнозируют плохую погоду — а это ограничит возможности для выполнения задач боевой авиацией. Но только ли в этом причина?

КСТАТИ

В воскресном «Эпицентре» Вячеслава Пиховшека произошло беспрецендентное событие — представители МО в прямом эфире телепередачи впервые заявили о своей вине в произошедшей в Броварах трагедии. В студию «1+1» пришли генерал-лейтенант Владимир Терещенко, командующий ракетными войсками и артиллерией ВС Украины, полковник Александр Бондаевский, старший офицер Главного управления ракетных войск и артиллерии ВС Украины, Сергей Нагорянский, пресс-секретарь министра обороны. В принципе, с четверга, когда произошла трагедия, до воскресного вечера прошло достаточно времени, чтобы можно было назвать настоящих виновников, но эта информационная «бомба» разорвалась лишь в «Эпицентре»: вина «на 99,9%», как сказал один из гостей студии, лежит на военных. Легко ли было в наших условиях «получить» таких гостей? Вот что «Дню» рассказал Вячеслав ПИХОВШЕК, автор и ведущий «Эпицентра» :

— По-моему, в данном случае Министерство обороны все-таки проявило определенную позицию. Я не могу сказать, что было очень легко, чтобы его представители пришли в программу, но, думаю, что тут немалую роль сыграло все-таки ощущение своей ответственности перед народом и попытка Министерства быть структурой, открытой обществу. Я думаю, что это очень позитивный пример для других органов государственной власти.

У меня, кстати говоря, было множество случаев, когда политические деятели и чиновники не хотели публично обсуждать свои действия. Один из самых недавних, скажем, — это отказ представителей СБУ прийти в «Эпицентр» и высказать свою точку зрения по поводу названных ими было фамилий семи народных депутатов, якобы имеющих отношение к деятельности с элементами коррупции. Что касается вопроса о том, насколько ответственно отнеслись военные к трагедии, произошедщей по их вине — то это уж дело их офицерской чести. Я считаю, что мы в «Эпицентре» сделали все возможное для того, чтобы получить внятный ответ генерал- лейтенанта Терещенко: «Если моя отставка что-то решит, я готов уйти». Думаю, в ситуации, когда подобное признание военными своей ошибки вообще впервые произошло публично, на экране ТВ — это тоже результат, сообщает Александра ЛАВРИНЕНКО, «День»

Командующий ракетными войсками и артиллерией Вооруженных Сил Владимир Терещенко, отвечая на вопрос, почему на протяжении 4-х дней после трагедии Минобороны не признавало, что именно «учебная боевая» ракета попала в жилой дом, пояснил, что «было много сомнений».

По его словам, ракета на расстоянии 80— 90 км (расстояние от Гончаровского полигона до Броваров. — Ред. ) летит на высоте около 8 тыс. метров, а скорость падения в цель составляет около 600—700 м/с. При попадании ракеты в дом, ее вес составлял около 1,1 тонн. «Такой силы удар превращает ракету в большие осколки, и доказать сразу, что это была ракета — трудно. Только несколько небольших кусков подтверждают и дают нам право и уверенность понять, что это — наша ракета, запущенная с полигона», — сказал он. Объясняя первоначальную информацию пресс-службы Минобороны о том, что ракета попала в цель, расположенную в 30 км от запуска, военные отметили, что на месте контрольная группа офицеров действительно обнаружила воронку, «характерную для места падения такой ракеты».

Говоря о возможных причинах случившегося, В.Терещенко предположил, что «при отказе системы управления, скорее всего, отказывают рули, которые управляют курсом и дальностью полета ракеты». «Это большая трагедия для всего государства, и нам нужно делать выводы», — сказал он. По словам В.Терещенко, комиссия Минобороны уже приступила к оценке каждого полигона «на предмет возможности» проведения стрельбы не только ракетными, но и артиллерийскими комплексами и другими видами оружия». «Мы примем меры, чтобы уменьшить вероятность аналогичных случаев», — отметил он.

Боевые пуски ракет «Точка» на территории Украины производятся с 1985-го по 1999 год, сообщает Интерфакс-Украина. Всего тактических учений — 14, боевых пусков — 18. Все оценены позитивно. Точность пусков — от 15 до 150 м. Аварийных случаев не было. Пуски были совершены с полигонов Яворивский, Ровенский, Гончаровский, Ржищевский и Чауда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать