У каждого свои химеры

Советский Союз на протяжении долгого времени не признавал этот фестиваль из политических соображений (Западный Берлин!). Только в середине 70-х советские фильмы появляются в конкурсной программе Берлинале. В 77-ом Лариса Шепитько завоевывает главную награду за ленту «Восхождение». Через десять лет «Золотого медведя» повезет в Москву Глеб Панфилов за свою «Тему». В 90-ом Кира Муратова получит другого «Медведя», серебряного — за «Астенический синдром». Кстати, одесский режиссер неизменный участник Берлинского фестиваля. В этом году она присутствует там тоже — с короткометражным фильмом «Письмо в Америку», который покажут в официальной и очень престижной «Панораме»...
Большой симпатик украинского кино, отборщик Берлинале Ганс Шлегель (именно ему мы благодарны за то, что наши фильмы, несмотря на все проблемы с отечественным фильмопроизводством, почти ежегодно находят тропку на берлинский экран), с упреком сказал мне во время недавней встречи: «Смотрите, югославы во время бомбардировки сделали с полдесятка полнометражных лент... Что же вы?» Пришлось ответить, что мы сами себя бомбардируем. Пусть бы еще кто- то попробовал так. Чтобы под мирным небом едва ли не уничтожить собственную киноиндустрию. Ну, у каждого свои прибамбасы...
Открывается Берлинале фильмом знаменитого немецкого режиссера Вима Вендерса «Американский отель». В новое тысячелетие фестиваль стартует в новом помещении на Потсдамер Платц, в самом центре немецкой столицы. Берлинале Дворец, судя по всему, относится к новейшим архитектурным сооружениям и будет во многом символизировать новые времена Германии. Однако, как и всегда, фестивальные программы будут показаны во многих кинотеатрах и кинематографических залах, и успех у публики гарантирован.
Жюри возглавляет китайская актриса Гонг Ли — тем самым дирекция фестиваля отдает дань восточным кинокультурам, которые вот уже много лет здесь имеют «зеленую улицу». Долгое время Берлин вообще считался мостом между кинематографами Востока и Запада, это уже потом у других проявился интерес к экзотическому кино. Кстати, в рамках Берлинале работает и «Форум», еще одна фестивальная секция, где особенно поощряется интерес ко всему необычному — как в поэтике, так и в самом материале (где еще, скажите-ка, вы можете увидеть африканское кино? Здесь вы его узреете точно).
Что же будет из Восточной и Центральной Европы? В конкурсной программе — «Русский бунт» Александра Прошкина, по пушкинской «Капитанской дочке». Тема щекотливая — как для России, так и для Запада, так что будет интересно: и посмотреть фильм, и увидеть, как реагируют на него. Чехи выставили ленту «Ханеке», историю еврейской семьи, живущей в одном из украинских прикарпатских городков. Тоже интересно — как там нас интерпретируют? Еврейская семья и в центре венгерского фильма «Клейма» — только уже на материале жизни Венгрии. Знаменитый грузинский режиссер Александр Рехвиашвили познакомит со своей новой работой — монтажной картиной «Земля обетованная», о возвращении евреев на землю предков. Ну, а известный литовский режиссер А. Пуйпа предстанет с фильмом «Эльза», по новелле немецкого писателя Эриха Вихера. Речь идет о конфликте интересов двух индивидов...
Много чего будет. Среди ретроспектив самые большие надежды на подборку фильмов, раскрывающих тему искусственного человека. Век закончился и так интересно посмотреть, как мастерили этого человека, как пытались выковырять его из воображаемого мистического яйца. Кстати, одним из авторов ретроспективы является уже упоминавшийся Ганс Шлегель. Сразу по окончании Берлинале он появится в Киеве: 24— 26 февраля в Доме кинематографистов проведет семинар под названием «Экспрессионизм в кино», в рамках акции, которая с большим, давно уже невиданным успехом проводится сейчас Гете-институтом и Союзом кинематографистов Украины.
Ну что ж, здравствуй, Берлин, и до встречи, Киев!
Выпуск газеты №:
№22, (2000)Section
Подробности