Французы хотят работать больше

Сокращение рабочей недели сейчас происходит практически во всех странах Европейского Союза. Если по состоянию на 1997 г. ее средняя продолжительность составляла 40,4 часа (больше всего работали британцы — 44 часа), то сейчас, как считается, страны ЕС уже не могут себе это позволить. Пресса приводит аргументы и «за», и «против», публичные выступления сторон свидетельствуют о том, что на Западе начинается социальная война, на волне которой происходит подъем экстремистских политических сил, как, например, пока только в Австрии. Одни заявляют, что только сократив продолжительность рабочей недели, можно достичь сокращения безработицы — за счет частичной занятости, приведения социальных программ в соответствие с реальной жизнью. Считается также, что сокращение рабочей недели в странах ЕС наведет какой-либо порядок в проблемах избыточного производства, перенасыщения рынков и, соответственно, в ценовой политике, включая стоимость рабочей силы.
Профсоюзы, особенно транспортные рабочие, протестуют — поскольку сокращение рабочей недели автоматически приведет к сокращению доходов. (По некоторым подсчетам, сегодня средний француз зарабатывает 12-13 тысяч франков в месяц — это более $2 тыс.). И поэтому, очевидно, именно транспортники решили показать зубы первыми. Куда-то добраться 1 февраля в Париже, городе постоянных уличных «пробок», было проблематично, несмотря на то, что транспорт все же работал, в частности, на местах ходил каждый пятый поезд метро, каждый третий автобус. Парижане не очень радовались, соответствующие органы подсчитывают убытки, телекомментарии вообще лишены эмоций. Представляется, что власть и транспортные профсоюзы просто обязаны прийти к каким-то компромиссам — ведь в результате настоящих забастовок жизнь столицы и больших городов будет полностью парализована.
Проблема же, очевидно, в том, что довольных тем, что отныне работать и, соответственно, зарабатывать теперь придется меньше, похоже, в обществе нет. А поэтому примеру транспортников будут следовать и другие: и отступать назад Париж тоже не может, потому что существуют определенные обязательства перед ЕС. Впрочем, нам бы их проблемы...
Выпуск газеты №:
№18, (2000)Section
День Планеты