Перейти к основному содержанию

Не станет ли победа инициаторов референдума «пирровой» для Украины?

19 января, 00:00
Нужен или не нужен нам референдум?

И так, свершилось. Референдум, которым так долго пугали украинцев, станет реальностью. Если не произойдет ничего непредвиденного, избирателям предложат шесть вопросов: о недоверии теперешнему составу парламента, о закреплении за Президентом права роспуска Верховной Рады, об отмене депутатской неприкосновенности, об уменьшении количественного состава депутатского корпуса, о введении двухпалатного парламента, одна из палат которого «представляла бы интересы регионов Украины», и о возможности принятия Конституции Украины путем референдума.

Положительный ответ граждан на эти вопросы — почти гарантирован. Слишком уж мощные технологии были наработаны во время президентских выборов, слишком мощные ресурсы собраны. Похоже, что и референдум сегодня будет проводиться прежде всего по воле «спонсоров» этих технологий и распорядителей ресурсов — ибо, по большому счету, самому Л.Кучме он мало нужен.

Действительно, в руках Президента сосредоточена огромная, почти неограниченная де-факто власть. Для успокоения озабоченного объемом коррупции и злоупотреблений Запада назначено правительство «молодых реформаторов», которое имеет шансы как-то избежать весьма вероятного дефолта. В парламенте впервые за все годы независимости сформировано некоммунистическое большинство, готовое проводить все реформаторские законопроекты.

Более того, наличие де-юре независимой Верховной Рады позволяет Президенту в любой момент объяснить избирателям, почему дела в государстве все же не совсем такие хорошие, как хотелось и обещалось.

Но вместо этого Президент прибегает к шагу, который не только может превратить его в глазах международной общественности во «второго Лукашенко», но и делает весьма уязвимым в глазах общественности украинской, для которой после ликвидации «зловредных депутатов» виноватой во всех их неприятностях будет именно улица Банковая (а в наступление «эры благоденствия» в Украине, где главным источником обогащения остается бюджет, а условием обогащения — приближенность к исполнительной власти, не верит уже никто).

Более того, всевластие Президента после референдума может даже пошатнуться за счет перераспределения полномочий в пользу местных властных кланов (вспомните вторую палату из губернаторов и мэров!)

И все же указ подписан — после того, как против него высказалось подавляющее большинство пропрезидентских депутатов, после того, как украинский вопрос, похоже, станет фактором будущей избирательной кампании в США, где республиканцы будут обвинять администрацию демократов в растранжиривании денег для помощи коррумпированному автократическому режиму в Украине.

Крупнокалиберные «пушки», собранные в избирательном штабе известного «социального защитника» и «демократического союзника» г. Волкова, не могли молчать еще целых два года. И это стало главным аргументом, который перевесил все другие.

Как будут разворачиваться события дальше? Вероятно, депутаты попробуют воспользоваться своим правом обращения в Конституционный суд. Не исключено, что суд даже снимет один или два вопроса из бюллетеня. Однако набор из четырех-пяти вопросов, безусловно, останется. И позитивный ответ на каждый из них будет значить фактически одобрение главного вопроса, который стоит за ними всеми: «Хотите ли вы установления в Украине режима неограниченной и бесконтрольной власти Президента и его ближайшего окружения?»

Действительно, даже ответ «да» на формально нейтральные, а то и привлекательные вопросы приведет именно к этому. Ведь 300 депутатов значительно легче контролировать, нежели 450. А лишенных неприкосновенности оппозиционных лидеров можно будет сажать и судить, причем необязательно даже за экономические злоупотребления. Можно и за изнасилование. Или, скажем, за хранение наркотиков.

Но главным «призом» будет, безусловно, не сокращение числа депутатов до 300 и не отмена неприкосновенности. И даже не вторая палата — она нужна разве что для того, чтобы губернаторы и мэры честно поработали на выигрыш по основным вопросам — о праве Президента распускать парламент и о возможности принятия Конституции на референдуме.

Можно только гадать, который из двух сценариев применит власть после победы 16 апреля.

Вариант первый. Сразу же подписывается указ о роспуске Верховной Рады, которой высказал недоверие народ. На очередной референдум (где-то так в мае- июне — зачем ждать?) вносится новый текст Конституции по Ельцину — Лукашенко. Верхняя палата состоит из губернаторов и мэров. Нижняя — выбирается по мажоритарным округам — т.е. фактически также назначается властью. Осенью начинает работать двухпалатный парламент, где все предложения Президента принимаются единогласно. Наступают согласие и мир. Их нарушает только негативная реакция Запада — но украинский обыватель об этом едва ли узнает, поскольку независимые СМИ окончательно загоняются в гетто малотиражных элитных изданий, финансируемых международными фондами.

Вариант второй, несколько более изящный. Верховную Раду, которой народ высказал недоверие, не распускают, а дают возможность «кровью искупать грехи» — т.е. в сжатые сроки «легитимно» провести ту конституционную реформу, для которой в первом варианте нужен еще один референдум. Депутаты в большинстве своем соглашаются на такой вариант — порой из понятного чувства самосохранения, порой — из высокого осознания, что иначе для Украины будет еще хуже.

С точки зрения хотя бы избежания международной изоляции безусловные преимущества имеет именно второй вариант, где остается видимость законности. Однако будут решать, очевидно, люди, которых в наименьшей мере заботят интересы простых граждан (иначе средства, которые израсходуют на референдум, на какой-то год спасли бы нашу науку или культуру). К тому же, провоцирование кризиса и устранение правительства В.Ющенко может и прямо входить в планы инициаторов референдума, обойденных при распределении должностей.

А что же будет потом со всеми нами? Экономическое положение Украины и дальше будет ухудшаться. Прекращение международной финансовой помощи ускорит наш дрейф в сторону России. А за российские энергоносители начнут расплачиваться стратегическими объектами, ибо больше платить будет нечем.

Но и это, конечно, поможет ненадолго. И вот тогда напомнят о себе «левые», которые достанут всегда готовый у них проект «Конституции Украинской Советской Социалистической Республики». Три миллиона подписей за этот проект будут собраны в одно мгновение. Наверняка, почуяв смаленое, к инициаторам присоединятся и немало главных представителей властной верхушки, для которых красные партбилеты и русский язык до сих пор являются значительно более естественными, чем досадная необходимость выступать «по-хохляцки» на торжествах по случаю дня Независимости. Губернаторы, которых этот проект будет делать вообще независимыми ни от кого «председателями Советов народных депутатов», массово изменят свою ориентацию.

Как следствие, должность Президента Украины ликвидируется. В исторический дом под красно-лазурным знаменем на улице Орджоникидзе (бывшая Банковая) опять въезжает ЦК КПУ. А Председатель Верховного Совета УССР, как наивысшее должностное лицо государства, высказывая волю народа, провозглашенную на референдуме, подписывает в Грановитой палате соглашение о присоединении Украины к обновленному Союзу Свободных Славянских Народов.

Мрачные антиутопии, — скажет кое- кто из уважаемых читателей. Но не показался ли бы кое-кому из белорусских либеральных интеллектуалов где-то так году в 1992—93-м мрачной антиутопией сегодняшний «Лукашенколенд»? А там тоже все произошло исключительно путем всенародного волеизъявления...

В заключение напомним — идея «политического соглашения» Президента и лидеров регионов, заложенное в нее обещание изменений в региональной политике, создание второй палаты и проведение с этой целью референдума принадлежит российским «политическим технологам», приглашенным обслуживать избирательную кампанию Л.Кучмы.

Так не просматривается ли здесь тот самый почерк, что и в Беларуси, — создание у потенциальных «присоединантов» к России одинаковой, списанной с российской, модели власти: Президент с диктаторскими полномочиями, две почти декоративных палаты, не совсем легитимная Конституция, принятая «всенародным волеизъявлением»? И не есть ли все это составляющей большой игры московских царедворцев, которым именно сейчас нужно продемонстрировать успехи «на украинском направлении» в связи с чеченской проблемой?

Вопросов здесь значительно больше, нежели ответов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать