Женщина-парламентарий: коллега или «средство терапии» от политической агрессии?

Как относятся мужчины к женщине-политику в стенах парламента? Галантны ли они? Является ли женщина «сдерживающим фактором» для мужчины-парламентария? Об этом корреспонденты «Дня» Наталия ТРОФИМОВА и Владимир РАСНЕР (фото) спрашивали участниц учредительного съезда созданной не так давно партии «Солидарность женщин Украины».
Ирина ГОЛУБЕВА, заместитель председателя Государственного комитета по делам семьи и молодежи, председатель Национального совета женщин Украины:
— Каждый человек уникален. Если он культурный, гуманный, образованный, то это нормальный человек, независимо от того, мужчина он или женщина. Я нормально отношусь к мужчинам-политикам. Они такие, какими воспитала их жизнь и родители. Но также я верю в то, что женщина в течение своей жизни и в течение жизни следующего поколения может изменить общество, его взгляды и стереотипы, ибо она дает жизнь и воспитывает будущих граждан. И если женщина поймет свою ключевую позицию в эволюции человечества, то она сможет воспитать таких сыновей и дочерей, которые будут жить в гармоничном обществе, будут понимать свои права и обязанности и все делить поровну.
В политике традиционные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, по- моему, не сохраняются. Я несколько раз присутствовала на заседаниях в Верховной Раде и не заметила там ничего похожего на такие отношения. Там и женщины, и мужчины исходят из основ политических решений их партий или фракций. Ситуация меняется только тогда, когда дело касается выборов. Например, на прошедших выборах в парламент некоторые партии не включили в списки женщин. Это проявление «самости» наших мужчин, которых не в последнюю очередь воспитали мы, женщины. То есть мужчины считают, что в большую политику должны идти они, в то время как женщина должна стирать им рубашки, готовить еду или, в лучшем случае, быть где- то на нижних ступенях управления. Женщин среди государственных служащих больше, чем мужчин, но они занимают низшие должности, от которых почти ничего не зависит. Они как будто обслуживают высшие ступени власти.
Мужчины в парламенте проявляют мужскую солидарность и ведут себя так, как и в среде себе подобных. И 8% женщин (таково их количество в парламенте в процентном соотношении. — Авт. ) не могут повлиять на это. Мы видели и драки в парламенте, и многое другое. Если женщин в ВР будет больше, будет услышано и женское мнение, будут учтены их взгляды, мировосприятие.
Валентина ГОШОВСКАЯ, народный депутат, глава партии «Солидарность женщин Украины»:
— Даже попытка в Верховной Раде относиться к женщинам как к определенной декорации не может устраивать нормальную женщину. Мне, например, не нужны утром комплименты. Любой мужчина считал бы оскорблением, если бы я ежедневно говорила ему, как он красиво сегодня выглядит.
Лариса ТРОФИМЕНКО, народный депутат Украины, заместитель председателя партии «Солидарность женщин Украины»:
— Мы поэтому и считаем, что необходимо 30— 40% женщин в парламенте, чтобы нести нашим мужчинам политическую культуру, мораль, этику. Когда мужчины остаются наедине с женщиной — это симпатичные, интеллектуально богатые люди, которые вызывают уважение к себе. Но когда речь идет о политике, эти красивые интеллигентные люди выглядят совсем другими.
Ольга ПАРИЕНКО, руководитель информационно- аналитической службы исполкома СДПУ(о):
— Я не делю политиков на мужчин и на женщин. В политике есть люди. Если политик талантлив, то половое различие может придать только шарма. Но если мы говорим о мужском стиле в политике, то здесь сколько мужчин — столько и особенностей. Лично мне в мужчинах-политиках импонируют конкретность, последовательность и порядочность. Не нравится мне часто необоснованная амбициозность некоторых представителей политических сил, когда ни интеллектуально, ни политически, ни, извините, финансово их претензии не подкрепляются. Мне не нравится также хаотичность целей — сегодня одно, завтра другое, что само по себе не подразумевает ответственности. И не нравится, что мужчины-политики больше слушают самих себя, чем коллег и противников, и часто преследуют личные цели.
У тех мужчин-политиков, которых я знаю — прежде всего это лидеры нашей партии, — общий уровень развития предопределяет и манеру одеваться, и манеру относиться к людям, и манеру говорить, и галантное отношение к женщине.
Для женщины-политика не нужно делать никаких скидок, как не нужно их делать для женщины вообще в жизни. Поистине воспитанный человек, по меткому определению Чехова, даже если никого не будет в комнате, в штору сморкаться не станет. То же самое здесь — воспитанный человек не будет оглядываться: мужчина находится рядом или женщина, он будет корректен и предельно деликатен, даже если решается острый для него вопрос.
Татьяна ЗАДОРОЖНАЯ, народный депутат, член парламентского Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений:
— В парламенте есть лишь один мужчина, который не умеет вести себя — не пропускает впереди себя женщин, ругает их иногда бранными словами. Но он один-единственный такой, и пусть это будет на его совести. Все остальные мужчины, по крайней мере, ведут себя внешне очень корректно, очень правильно. Но это внешне. Как пример иного отношения расскажу об одном очень показательном случае, в котором наши мужчины-парламентарии обнажили свою «типично мужскую» сущность. 25 марта я докладывала свой законопроект «О защите прав ребенка». Это был уже четвертый законопроект. Слушанье состоялось в восемь часов вечера, был полупустой зал, все устали. И такой важный законопроект слушался «за скороченою процедурою». Я стояла на трибуне и просто взывала к сознанию депутатов: ну КАК можно слушать этот закон по сокращенной процедуре? Я даже привела строки, которые написал 11-летний мальчик-сирота:
Не хочу жить в ХХ веке,
В этом море кровавых рек.
Для чего мне права человека,
Если я уже — не человек?
Я предлагала сделать парламентские слушания по детским вопросам. Но мне для выступления дали всего семь минут, и я не успевала даже представить все сильные стороны моего законопроекта. Если бы в зале сидели женщины, все было совершенно по-другому: мне бы никто не отключал микрофон, и слушали бы не по сокращенной процедуре. У мужчин зачастую неправильное отношение к проблемам, волнующим женщин.
Выпуск газеты №:
№228, (1999)Section
Общество