«Старый лис» Коль попал в финансовый капкан?
Нравы в европейской политике становятся все свободнее![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19991202/4223-3-1_0.jpg)
В 1991 году Вальтер Ляйслер Кип, казначей Христианско-демократической партии Германии поехал по приглашению известного предпринимателя Карлхайнца Шрайбера в швейцарский городок Сант-Маргаретен. В обязанности господина Кипа входил и сбор средств для партии, посему встречи с богатыми сторонниками христианской демократии были для него не редкостью. В Швейцарии Шрайбер предложил Кипу миллион марок — не лично, а для благородного и явно христианского дела — для партии. И как это ныне заведено среди мафиозных структур, отмывающих деньги, не переводом на партийный счет, а в чемодане, столь известным сегодня многим украинцам «черным налом». Кип говорит сегодня, что он якобы субъективно такому предложению удивился, но объективно деньги взял. Передача чемодана состоялась как в фильмах об организованной преступности, на стоянке автомобилей. Положил Кип этот миллион не на счет партии, известный финансовым органам, контролирующим партийные средства, а на субсчет, никому, кроме посвященных, неизвестный. Распоряжался подпольными средствами в партии только один человек — глава партии и канцлер Гельмут Коль.
Кто же такой Шрайбер, который так любил правящую партию, что не пожалел для нее миллиона марока? Господин Шрайбер — известный торговец оружием, которого ныне разыскивает Интерпол. А в то время он занимался государственно важным делом, продавая Саудовской Аравии немецкие боевые разведывательные машины «Лукс». Историки этого дела откопали тут такую странность: сначала немецкое правительство под руководством Коля было против такого бизнеса, а потом стало единогласно «за». Между этими двумя противоположными точками зрения лежит миллион марок, переданный Шрайбером партийному казначею Кипу.
Во вторник Коль давал объяснения по этом делу. Прозаседав два часа вместе с партийной верхушкой, почетный глава партии Коль прочитал короткую бумагу из четырех пунктов и вышел из зала, оставив расхлебывать кашу нынешнего главу партии Вольфганга Шойбле.
Что же теперь говорит старый лис Коль, который практически уличен в укрывательстве денег от финансовых органов? Первое: казначей партии распоряжался не всеми деньгами партии, как должно было быть. Второе: Коль «считал необходимым держать в тайне некоторые дела относительно финансирования некоторых партийных структур и лиц», доверяя при этом своим сотрудникам, а не проверяя их хотя бы время от времени, как завещал великий Ленин. Третье: «Мне жаль, если это привело, быть может, к нарушению положений закона о партиях. Я этого не хотел, я хотел служить моей партии». Четвертое: «Я опровергаю всяческие подозрения в том, что принимавшиеся политические решения были куплены»...
В четвертом пункте, как мы видим, речь идет конкретно о Шрайбере и боевых разведывательных машинах «Лукс» для ближневосточного партнера.
Так это или нет — дело требует расследования. На сегодня уже известно, что у христианских демократов был не один, а до десятка партийных счетов, которыми распоряжался лично Коль. Сумму, которая вращалась на них, сами христианские демократы оценивают в два- три миллиона марок. Дело в том, что практически все эти деньги вносились на счета налом, поэтому установить, от кого были такие подарки, очень трудно. С другой стороны, партии, по немецким законам, должны хранить финансовые документы только шесть лет, поэтому прокуратура и налоговые органы смогут оценить только малую толику того, что там творилось на протяжении десятилетия. Сам Коль сообщил, что к концу периода его владычества на этих счетах становилось все меньше и меньше денег (то есть пик добровольных пожертвований лежит за пределами шести лет), а нынешний глава партии Шойбле уверяет, что нынешнее руководство эти счета в наследство не получило и таким делами не занимается.
Что же теперь? Пока что делом занимаются «органы». Существует подозрение, что не только в Германии были тайные счета, но и в других странах, например, в Швейцарии. Известно, что слишком уж часто ездил туда бывший партийный казначей, а на бумагах о командировке стоят отметки — «По заданию ХДС — Бонн», что означает только одно — лично Коля. По закону к ответственности никто привлечен не будет. Самое большее, что грозит партии — это уплата в госказну суммы, вдвое превышающей те, которые будут найдены на «черных» счетах — такое тут существует наказание. Проверены будут и те лица, которые получали деньги с подпольных партийных счетов — платили ли они в свое время налоги с этой суммы. Думается, вряд ли.
Некоторые обозреватели пишут, что «эра Коля» завершилась 30 ноября 1999 года, когда Коль прошел сквозь ряды журналистов с опущенной головой.
Но началась ли тем самым новая, свободная от коррупции и нечистых финансовых дел, «эра Шредера»?
Если судить по событиям, заполнившим немецкую прессу в последнее время, как-то больше думается о продолжении «славных традиций». Самый громкий взрыв — отставка любимца Шредера — главы правительства Нижней Саксонии Герхарда Глоговски. Нижняя Саксония — вотчина нынешнего канцлера. Именно здесь он был премьером, именно здесь отдали за него голоса избиратели, именно они поддержали кандидатуру Шредера на пост канцлера. А став канцлером, Шредер поставил на свое место Глоговски.
Как и многие другие политики новой генерации «кому за пятьдесят», Глоговски решил в который раз вступить в брак. И, отпраздновав законный брак, укатил в свадебное путешествие. А ныне оказалось, что свадьбу оплачивали политику приближенные к нему фирмы, музыку заказывали — другие, а на полет в теплые края «отстегнули» денег — третьи. Для политика, по крайней мере в сегодняшней Германии, так беспардонно использовать свое влияние нельзя. И Глоговски подал в отставку. Кое-кто небезосновательно полагает, что произошло это так быстро, потому что он, как никто другой, знает, что за ним водятся и другие грешки.
Но отставка премьера немецкой земли, как ни удивительно, — признак морального здоровья на европейском политическом ландшафте. Происходящее в Европейском парламенте, иначе как кумовством не назовешь. И это после отставки Европейской комиссии, обвиненной в финансовых махинациях! Председатель парламента француженка госпожа Николь Фонтен устроила своей помощницей дочь Кристину на 6000 марок в месяц. Ее коллега из Нидерландов Ханя Маий-Вегген заявила, что ее дочь тоже работает у нее референтом. А француз Жан Луи Бурланже перечисляет зарплату помощника своей жене. Когда госпоже Фонтен об этом сказали, то она, не задумываясь, ответила: «Я знаю в парламенте по крайней мере пятьдесят депутатов, устроивших в парламент своих жен, мужей, сыновей и дочерей». Эффективность работы этих «ассистентов» вряд ли поможет решать сложные вопросы европейской политики, считают наблюдатели. И никто из депутатов добровольно уходить в отставку не намерен!
Значительным дополнительным доходом европейских парламентариев стали 6000 марок ежемесячно, которые они получают «на гостиничные расходы без квитанций». То есть — получай деньги и живи, где хочешь. Некоторые не слишком бедные парламентарии, экономя на гостиницах, начали с тех пор ночевать прямо в их парламентских бюро. То есть «работать над решением политических проблем» не только днем, но и ночью. Управление делами парламента запретило ночевать в здании парламента только после того, как итальянские депутаты заказали туда на ночь проституток.
Выпуск газеты №:
№223, (1999)Section
День Планеты