Перейти к основному содержанию

Не ждите идеального решения — попробуйте постоянно осуществлять хотя бы небольшие изменения

19 ноября, 00:00
Большинство людей формирует свои взгляды
относительно каких-либо феноменов
не на основании изучения особенностей этих феноменов,
а только под влиянием так называемого общего мнения.

Мишель Монтень, ХVI век

Уже в течение года в Украине работает научно-педагогический семинар под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Любому очевидно, что для нас это весьма актуально — критическое мышление. Это именно то, чего так не хватает посткоммунистическим обществам. Ибо хотя все мы воспитаны ярыми подпольными критиканами, но нечасто способны формировать свои мысли, исходя из собственных наблюдений и анализа социальных феноменов. (Что и подтвердилось еще раз на последних выборах. Кажется, что это доказательство избыточно).

Семинар-программа «Чтение и письмо для развития критического мышления» обучает администраторов средних и высших школ, педагогов-методистов и учителей внедрению стратегий и методов формирования навыков критического мышления в школах и вузах. Под критическим мышлением здесь подразумевается не способность к критике (часто огульной), а конструктивный и аналитический образ мышления. Что это за новая программа, откуда она взялась, кем внедряется?

Международный проект «Чтение и письмо для развития критического мышления» (далее ЧПКМ) разработан консорциумом «За демократическую педагогику» и Международной ассоциацией читателей. (Ассоциация насчитывает 90 тысяч членов в 90 странах мира). Цель проекта — предоставление педагогам таких стратегий обучения, которые способствуют развитию критического мышления учеников любого возраста в процессе изучения различных школьных предметов. Речь идет о том, чтобы воспитывать в детях способности и навыки самообразования, самореализации, самопознания в мире информации, который нас окружает. Это предусматривает нетрадиционный учебный процесс, в котором «как можно больше ученика и как можно меньше учителя». Вся учебная работа тут строится на партнерских отношениях между учителем и учениками, а также, что очень важно, — между учениками. Предлагаемая новым проектом стратегия работы над новым материалом включает три стадии. Во-первых, это актуализация априорных знаний ученика об объекте изучения. Тем самым возбуждается внимание и интерес учеников к новому материалу. Вторая стадия — осознание новой информации путем чтения или слушания. Фиксируются новые факты, проверяется то, что, по мнению ученика, он уже знал. На последней стадии («Рефлексия») школьники обсуждают то, что узнали, пересказывают своими словами новые факты и идеи, рассуждают о пройденном пути получения новых знаний, об их связи с уже известным.

В качестве базиса развития критического мышления авторы проекта взяли процессы обучения учеников чтению и письму. Почему? Ведь сегодня читать и писать умеет каждый. Тут, казалось бы, все проблемы давно решены. Анализ, однако, показывает, что далеко не каждый грамотный человек умеет размышлять о прочитанном или излагать свои мысли на бумаге, а тем более — действительно обнаруживать в текстах новые и необходимые для себя знания. Авторы стратегии ЧПКМ уверены, что постоянное и длительное чтение и письмо учеников в классе должны заменить рассказы учителя о том, как важно читать и писать. Все прочитанное должно стать предметом интерпретации — читатели должны думать об идеях автора в понятиях своих собственных идей и действий. Нужно также постоянно отводить время для непосредственного изложения собственных мыслей на бумаге — вот тогда будут результаты. Пособие проекта ЧПКМ приводит такие данные: в течение учебного года восьмиклассники одной американской школы написали по 20 работ различных жанров — стихотворения, передовые статьи, корреспонденции всех типов, интервью, короткие рассказы в стиле любимого автора школьникa, пародии, романы, сценарии, текст для капсулы эпохи «ХХ век», заявки на участие в конкурсе, оригинальные исследования, петиции, объявления, резюме, панегирики. (Жаль, что в свое время «это мы не проходили». — К.Г. ).

Для развития у детей критического мышления учителям предлагается формировать такие умения, как объяснять другим свое личное мнение, признавать возможность других точек зрения, а также менять свое мнение под давлением убедительных доказательств. Ради этого программа ЧПКМ уделяет существенное внимание методам работы учеников в парах или небольших группах. Имея в виду то, что группы не могут работать эффективно, если ученики не обладают необходимыми навыками совместной деятельности (способность принимать решение, установление доверия, коммуникативность, умение разрешать конфликтные ситуации и тому подобное), стратегия ЧПКМ предлагает учителям широкий спектр специальных приемов. Все они не только эффективны, но и очень интересны и часто похожи на обычную игру. Игру, где для каждого ученика определена своя роль, связанная либо с выполнением задания, либо с поддержкой нормальной работы группы. Предусмотрены такие роли, как, например, «Лидер», «Контролер», следящий за выполнением каждым своей работы, «Скаут» — для поиска необходимой информации (у членов других групп или в библиотеке), «Хронометрист», следящий за графиком, «Утешитель», поддерживающий оптимизм членов своей группы, «Корреспондент» — для информирования класса и учителя о прогрессе группы, и др. Обязательна ротация ролей при смене заданий — так, чтобы каждый обрел опыт и мог играть все эти роли. (Сожалею, что я не «играла» в школе таких ролей. — К.Г. ).

Приведем два примера из многочисленных методических приемов групповой работы на уроке, предложенных стратегией ЧПКМ. Один называется «Осмотр галереи». Сначала группы из 3-4 учеников работают над общей проблемой, например: «Каким должен быть президент страны?». Каждая группа формулирует свое видение проблемы, а полученные результаты представляет на большом листе бумаги (тексты, стихотворения, рисунки, диаграммы). Листы развешивают на стенах комнаты, а потом группы начинают ходить вдоль стен комнаты, изучая и обсуждая результаты каждой группы. Все комментарии пишутся на «экспонатах» выставки. После «осмотра галереи» каждая группа ревизует собственные результаты, сравнивая их с другими, а также комментирует записи, оставленные «зрителями» на ее листе-экспонате.

«Интервью». Ученики, работая над заданной темой, берут интервью или у известных им экспертов, или у прохожих. Скажем, просят жителей своего района рассказать об их отношении к другим этническим группам или вспомнить о каких-то важных исторических событиях, например, о Второй мировой войне. А потом в классе вместе обобщают полученные данные и докладывают о своих выводах другим.

По словам одного из участников программы ЧПКМ в Украине, кандидата педнаук Ирины Гудзик, «...предложенные методы, приемы работы не новы для нашей школы, но поданные в четкой системе, сопровождаемые многочисленными примерами, они могут стимулировать такое важное направление, каким, бесспорно, является развитие критического мышления школьников. Ведь, по словам Эммануила Канта, «учить нужно не мыслям, а умению мыслить».

Сегодня проект ЧПКМ внедряется в 20-ти странах, в том числе в большинстве посткоммунистических. Педагогические технологии программы ЧПКМ снискали широкое признание в России — в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске.

Программа ЧПКМ в Украине. В Украине проект ЧПКМ начал внедряться в Прошлом Году при поддержке Института открытого общества (США) и Международного фонда «Відродження» (обa учреждения основаны известным филантропом Джорджем Соросом). Практической реализацией проекта ЧПКМ занимается всеукраинская общественная некоммерческая организация под названием «Научно- методический центр развития критического и образного мышления «Интеллект» (НМЦ «Интеллект»). Основная форма работы НМЦ «Интеллект» состоит в проведении семинаров как в Киеве (Ирпень), так и выездных, в частности в областных центрах страны. Для дальнейшего самостоятельного использования методик ЧПКМ участники семинара обеспечиваются соответствующей методической литературой. В составе НМЦ «Интеллект» работает группа квалифицированных ученых-методистов, которые не только проводят семинары, но и занимаются необходимой адаптацией текстов для изучения различных предметов. Все они прошли серьезный курс подготовки на международных семинарах за рубежом и в Украине.

Директор НМЦ «Интеллект» Наталья Кравченко рассказывает: «Одним из основных преимуществ проекта ЧПКМ является то, что все предложенные методики — это досконально разработанные технологии, много раз апробированные во многих школах разных стран мира. (Кстати, они везде пользуются большим успехом.) Это методики практического уровня, готовые для применения в классах и аудиториях. Не нужно объяснять, насколько важно это для учителя. Уровень отечественных методико-дидактических разработок очень высок, но часто в них недостаточно разработан прикладной аспект. Методики ЧПКМ практически ориентированы на то, чтобы использовать процесс обучения чтению и письму с целью формирования навыков критического осмысления прочитанного, чтобы ребенок учился формировать собственное мнение по любому поводу. Этого требует наша современная жизнь, этого требует будущее. Методики ЧПКМ также воспитывают в учениках умение слушать других, навыки культурной дискуссии. Критическое отношение к миру, к идеям, к явлениям — надежная защита против конформизма, против бездумного усвоения идей, против психологии толпы».

Семинар ЧПКМ для учителей и просвещенческой администрации проводится четыре раза в год. В настоящее время на семинаре преподают так называемые волонтеры — высококвалифицированные педагоги, члены Всемирной ассоциации читателей. Это австралийцы Джон и Ивон Поллоки, Говард Мулд и Патрисия Смит. Они покорили украинских педагогов не только своей компетентностью, но и тактом, доброжелательностью, открытостью, душевной щедростью. К изучению, опробыванию и применению новых стратегий привлечены педагоги из различных областей Украины — Киевской, Донецкой, Харьковской, Одесской, а также из Крыма. Среди них есть учителя школ, где учатся представители этнических меньшинств — молдаване и крымские татары. Большинство участников семинара — учителя начальных классов, преподаватели литературы, иностранных языков, истории, биологии, а также работники институтов переподготовки учителей. Все они впоследствии станут «учителями, которые учат учителей».

Oсобенностью семинара ЧПКМ является его последовательная практическая направленность и демонстрационность. Начнем с того, что учителя, выступают там в роли учеников, проверяют новые методики на себе в процессе обучения. А уже потом обсуждают их эффективность, нередко критикуют, а также знакомятся с теоретическими основами. По форме семинар напоминает игру, в которой большинство присутствующих принимает активное участие, где всем интересно и даже весело работать. Обучение включает много соревновательных элементов, каждый участник несет персональную ответственность за выполнение какой-либо части работы, всем необходимо проявить эрудицию, изобретательность, чувство юмора. Все это впоследствии должно быть перевнесено в школьные классы. (Даже корреспондент «Дня», присутствуя на семинаре, был вовлечен в эту педагогическую «игру». Вспомнились слова Льва Толстого о том, что в жизни людей, общества слишком много суровой серьезности и, к сожалению, слишком мало игры).

Большинство педагогов, особенно молодых, воспринимает новые технологии обучения с интересом и удовольствием. Это, например, Усние Асанова и Галина Радченко (Крым), Валерия Кукса, Елена Богданова, Ольга Власенко, Инна Большакова (Киев), Анастасия Сырбу (Одесса), Татьяна Христофорова (Донецк), Юрий Роменский (Харьков). Всем им импонирует главная идея стратегии ЧПКМ: «предмет должен служить развитию мышления, а не наоборот». Уже сегодня «пионеры» Программы ведут большую популяризационную работу. Так, в Крыму участники семинара в течение года давали открытые уроки, презентовали Программу на курсах повышения квалификации учителей, подготовили две передачи для местного телевидения. В Харькове Программа презентовалась не только для учителей, но и для завучей школ и школьных психологов.

Но находятся и скептики. Это педагоги, занимающие гордые позиции «Наша образовательная система — самая лучшая в мире!» или «Нам нечему учиться у «тлетворного» Запада». Свой единственный учительский долг они видят в «подаче» знаний, а от учеников требуют только механического пересказывания услышанного либо прочитанного.

Широкое внедрение проекта ЧПКМ не беспроблемно. Первая традиционная проблема — это психологическое сопротивление «новому и чужому». Тем более, что это новое требует от специалистов дополнительных усилий, переобучения, отказа от давно усвоенных клише и стандартов. Серьезна также проблема «вписывания» в общепринятую систему общего образования. По словам Ирины Гудзик, «взаимоотношения с государственными органами образования остаются в некотором смысле проблемой — не потому, что принципиальные подходы Программы ЧПКМ вызывают сомнения, а потому, что нам еще не хватает опыта сотрудничества государственных и негосударственных учреждений. Дело, однако, постепенно продвигается. 4 школы Киева, в которых работают учителя, участники Программы, уже получили официальный статус экспериментальных. Это подтверждает формальное признание работы по методам ЧПКМ, интерес к ней со стороны городского Управления образования». Еще одной сложной проблемой является обеспечение школ методическим материалом, пособиями, ориентированными на конкретные предметы, наполненными своим, украинским содержанием.

Послесловие. Корреспондент газеты «День побывала на уроке биологии в 9-м классе школы №196 города Киева. Молодая учительница Валерия Кукса активно применяла методики ЧПКМ во время изучения одной из тем анатомии человека. В классе царила непринужденная, раскрепощенная, но очень сосредоточенная атмосфера. Изучение нового началось не с подачи-лекции учителя, а с так называемой стадии эвокации программы ЧПКМ — ученики должны были вспомнить все, что знали о новом предмете. Они работали парами — обсуждали, углублялись в учебники, формулировали вопросы, дискутировали. Через какое-то время стало казаться, будто я на научном семинаре. В частности, потому что тут не было принятых школьных формальностей — поднятия рук, обязательного солдатского вставания при обсуждении с учителем той или иной проблемы. Учительница все время побуждала учеников высказывать свои суждения, а также излагать идеи и факты «своими словами». И хотя в классе были постоянное движение и постоянные разговоры, проблема дисциплины отсутствовала, поскольку работали все. Согласитесь, так редко бывает во время урока по классической схеме: говорит учитель — ученики отдыхают, отвечает один — другие «гуляют» в мыслях где-то далеко. Подрастает совсем другое поколение граждан и избирателей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать