Российский вариант украинских выборов?
Украинский сценарий проведения президентских выборов-99 уже хрестоматийно сравнивают с российским сценарием-96. Действительно, власть стремилась вывести во второй тур действующего президента вместе с коммунистическим кандидатом — и своего добилась. Теперь общество поставлено перед выбором, который известный российский тележурналист Сергей Доренко в программе телеканала СТБ «Право выбирать» охарактеризовал просто и метко: или Ельцин, или бросайся с 10 этажа.
Но украинский выбор все же не такой простой. После первого тура голосования в России было ясно, какое количество голосов отдано за Ельцина и сколько сторонников коммунистической идеологии. Дальше начинала действовать арифметика политических соглашений и выбора электората. Однако было понятно, что сторонники трех других сильных кандидатов на должность российского президента — Александра Лебедя, Григория Явлинского, даже Владимира Жириновского — не являются коммунистически устремленными. В Украине же к левому лагерю можно отнести сторонников сразу трех сильных кандидатов — самого Петра Симоненко, Александра Мороза и Наталью Витренко. И даже если представить себе, что Мороз и Витренко соблюдут нейтралитет, большинство их електората вряд ли останется дома, а спокойно придет голосовать за другое красное знамя. От перемены мест составляющих цвета не меняются, еще бы!
А вот многие из сторонников Евгения Марчука как раз на выборы не пойдут — просто из чувства разочарования, осознавая, что изменений добиться не удалось. Для того, чтобы активизировать этот важный для президента электорат, Леониду Кучме следует договориться с Евгением Марчуком. И здесь опять таки на лицо отличия от российского варианта.
Александра Лебедя российская элита — включая и окружение Бориса Ельцина — на самом деле не боялась. Генерал был неофитом в политике — потому и дал себя обыграть просто и быстро. С Евгением Марчуком сложнее. Он прекрасно знает рычаги влияния на власть и окружению Кучмы просто не выгоден. Не известно еще, пойдет ли команда Кучмы на союз с Марчуком, даже если будет осознавать, что рискует победой на выборах. Не известно еще, пойдет ли Марчук на союз с Кучмой, пока последнему служит такая команда. Лебедь, во всяком случае, изменений в окружении Ельцина практически не требовал, ограничился личными претензиями к тогдашнему министру обороны Павлу Грачеву — и чего добился?
Так что этот «российский вариант» при внимательном рассмотрении выглядит очень украинским. Мы рискуем нашим будущим в 1999-м намного больше, чем россияне в 1996-м. Но, в конце-концов, за свой выбор должны отвечать.