Перейти к основному содержанию

Украинская рулетка, или От чего зависит «послушность» гривни

02 ноября, 00:00

Еще ни разу, узнавая о грядущих нововведениях в государственной валютной политике, рядовые «собственники» национальной валюты Украины не чувствовали себя спокойно и уверенно.

Поскольку почти всегда срабатывало правило: надейся на лучшее, а готовься к худшему. Вот и теперь известие о переходе с будущего года на режим плавающего курсообразования многих повергло в недоумение. Плохо это или хорошо? Готовиться к девальвации гривни или, наоборот, избавляться от доллара? И вообще, почему Нацбанк отказывается от своей идеи-фикс, гласящей, что стабильная валюта — это «послушная» валюта?

На прошлой неделе директор департамента валютного регулирования Нацбанка Сергей Яременко в интервью «Українським новинам» сообщил, что в 2000 году Национальный банк, скорее всего, откажется от практики установления курсового коридора и официально перейдет к плавающему курсу гривни. Эти намерения, по его словам, связаны с тем, что именно такой механизм курсообразования в большей степени соответствует возможностям Нацбанка по поддержанию стабильности курса, позволяя ему воздерживаться от расходования валютных резервов и регулировать валютный рынок монетарными методами, дающими более медленный, чем интервенции, эффект. «Мы будем добиваться недопущения резких изменений монетарными методами. Курс может отклоняться на несколько дней, а потом возвращаться назад», — сказал директор департамента валютного регулирования. При этом особо отмечено, что возможный отказ от установления коридора не будет означать неконтролируемого падения курса. «Мы ни в коем случае не бросим курс на произвол судьбы. Отсутствие курсового коридора совсем не ведет к вакханалии», — отметил С.Яременко. Такова в общих чертах позиция и аргументация Нацбанка. Иными словами, Нацбанк информирует об изменении инструментария регулирования рынка, обещая не ухудшать конечного результата. И при этом ничего не говорит, ради чего все это затевается.

Между тем, первые предвестники новой валютной политики появились еще во время так называемого бензинового кризиса. Именно тогда валютный рынок, как и подобает любому рынку, чутко отреагировал на изменения в товарной конъюнктуре и поведении основных торговых партнеров Украины. Дешевеющая (относительно доллара и рубля) гривня всего лишь возвращала товарному и денежному рынку утраченный баланс — если на Западе бензин подорожал, то и в Украине он тоже должен подорожать, и если правительству не хватает валюты для внешних платежей (тогда как гривни в избытке), значит, дефицитный доллар не может не расти. Тогда- то и стало очевидным, что имеющиеся в распоряжении Нацбанка валютные резервы больше не могут обслуживать фактически «фиксированный» валютный курс и фактически законсервированную полусоциалистическую экономику.

Здесь мы сделаем небольшое отступление и вспомним о функции валютных резервов Нацбанка. Валютные резервы национального банка — это эдакий обычный «загашник», который имеет каждый предусмотрительный гражданин на черный день. Эти резервы предусмотрительные Центральные банки очень любят накапливать и совсем не любят расходовать. А расходовать их приходится только в одном случае: если поток валюты из страны настолько велик, что грозит завалить не только валютный рынок (из-за очень резкой и сильной девальвации), но и вообще все денежное хозяйство (начиная с банков). В свою очередь, превышение вывоза валюты над ввозом есть следствие двух причин и двух комбинаций. Во-первых, если экспорт товаров меньше, чем импорт (это торговый дефицит), и инвестиции меньше необходимых внешних платежей (а это — платежный дефицит). Во-вторых, если импорт меньше экспорта, но внешние платежи все равно не покрываются валютной выручкой от экспорта. Как можно заметить, решающим здесь оказывается пресловутый платежный дефицит (или постоянная нехватка валюты), и для его финансирования, собственно, предназначены валютные резервы центробанков. Но, как можно догадаться, отнюдь не всегда центробанки с готовностью финансируют такие дефициты, поскольку время от времени слишком долго болеющие хроническим дефицитом страны сотрясают валютные кризисы.

Но вернемся к планам Нацбанка. В свете сказанного они однозначно указывают на отсутствие у него желания и возможностей финансировать платежный дефицит в будущем году. В конце мая уровень резервных активов страны мог обеспечить финансирование импорта товаров и услуг на четыре недели. Это в 3 раза ниже уровня, который считается достаточным в международной практике. По состоянию на 19 октября валовые валютные резервы Национального банка сократились до $1 365 млн. в результате осуществления НБУ и Минфином платежей по внешнему долгу, но по сравнению с майскими показателями они выглядели чуть получше. Но не потому, что резервов стало больше, а потому что импорта стало меньше. По отношению же к сумме будущих выплат по внешнему долгу — резервы их не покрывают даже наполовину. Причем на этот период, по оценкам экспертов Укpаинско- Евpопейского консультативного центра по вопросам законодательства, потребности во внешнем финансировании оцениваются в $4-5 млрд. на год.

После кризисной осени 1998 года Украина, казалось бы, была в состоянии стабилизировать ситуацию, в частности, несколько улучшить состояние платежного баланса. Общие потребности во внешнем финансировании как отражение отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами и текущего обслуживания внешнего долга в первом квартале 1999 г. существенно (почти в 2 раза) снизились. Это произошло главным образом благодаря значительному улучшению торгового баланса: его сальдо в первом квартале 1999 г. составляло +119 млн. долларов США сравнительно с — 722 млн. долларов в первом квартале 1998 г. В январе-августе сальдо равнялось +108,4 млн. долларов. Кроме того, усовершенствовалась структура финансирования: больше чем 40% внешних потребностей страны (против 30% в минувшем году) финансировалось за счет безоплатных поступлений и инвестиций, тогда как оставшаяся часть — через новые кредиты международных организаций и государственные резервные активы. Получив кредиты от МВФ и Мирового банка и успешно проведя переговоры с отдельными кредиторами относительно реструктуризации, правительство с начала года аккуратно выполняло текущие внешние обязательства

Однако частичное улучшение платежного баланса происходило на фоне резкого сокращения объемов внешней торговли (самый низкий показатель за последние 4 года) и возрастания долга (сумма его обслуживания 1999 г. в 2,5 раза больше прошлогодней). Объемы импорта товаров сокращались более быстрыми темпами (на 29,78%), чем объемы экспорта (на 16,7%). Но если учесть очень высокую зависимость страны от импорта (объем импорта товаров и услуг к ВВП составляет почти 55%) и высокую часть импорта в себестоимости продукции основных экспортных отраслей (металлургической и химической), то становится понятным, почему падение объемов импорта энергоносителей сразу привело к сокращению производства в экспортных отраслях.

Нужно заметить, что заемный аппетит правительства — не единственный фактор роста иностранных обязательств страны. Неудовлетворительное состояние взаиморасчетов предприятий Украины с субъектами хозяйственной деятельности близкого и дальнего зарубежья тоже значит немало. Объем кредиторской задолженности достигает 20% импорта товаров и услуг и сдерживает развитие нормальных внешнеторговых отношений. Прирост внешней кредиторской задолженности за первый квартал 1999 года составлял почти 800 млн. долларов США, в том числе 600 млн. долларов США фирмам стран СНГ, главным образом за энергоносители. В общем объеме внешней кредиторской задолженности просроченная равняется 40%, а в задолженности предприятиям СНГ и Балтии — 60%.

Поскольку доступ Украины на рынки частных капиталов ограничен, единственным источником иностранного кредитования остаются международные организации. Поэтому напряженность ситуации с внешним финансированием дефицита платежного баланса зависит от выполнения обязательств Украины программ расширенного финансирования (МВФ) и структурных реформ (Мировой банк).

В целом, в следующем году у Украины всего две альтернативы: платежный баланс уравновесится либо за счет притока валюты, либо за счет девальвации гривни. Тогда в первом случае нужно ускорять процессы реформ и активизировать экспортно ориентированную политику (поскольку финансовые рынки за счет ресурсов официальных кредиторов смогут обеспечить лишь минимально необходимые ресурсы для выплаты предыдущих долгов). Ну а для реализации второго сценария в самом деле достаточно срыва программы МВФ и перекрытия каналов поступлений финансовых ресурсов от международных организаций. Кстати, ни реально, ни юридически (после официального введения плавающего курса) Нацбанк противиться этому не сможет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать