«Матра»: контракт сложный, но вполне осуществимый
В Украине создается национальная система мобильной конфиденциальной связи. В связи с этим правительство предоставило французской фирме «Матра Нортель» монопольное право на установку ее оборудования во всех украинских силовых структурах. Чем продиктовано такое решение Кабмина, почему оно принято негласно, в чьих интересах этот выбор, — об этом рассуждал автор статьи «Украина примеряет старые радиокалоши» («День» от 20 октября 1999 г.). Редакция предполагала, что свою точку зрения изложит и французская сторона.
Сегодня на вопросы корреспондента «Дня» отвечает официальный представитель компании «Матра Нортель Коммуникейшн» по проекту системы связи для силовых структур Украины Анатолий ДОРОВСКИХ .
— Вначале несколько слов о фирме, которую вы представляете в Украине.
— «Матра Нортель Коммуникейшн» (в дальнейшем — «Матра». — Ред. ) — это дочернее предприятие «Лагардер- группы» и «Норсен Телеком». Основное направление ее деятельности — системы мобильной профессиональной радиосвязи. «Лагардер-группа» — это известная во всем мире компания, чей годовой оборот составляет порядка $36—37 млрд. В «Лагардер-группу» входят также компании «Аэропасьяль» и «Матра-Маркони- Спейс». Украина проявляет большой интерес к обеим, поскольку первая компания — это производитель широкофюзеляжных самолетов, а вторая — третий в мире и первый в Европе производитель спутников. Системы радиосвязи, производимые «Матрой», сегодня установлены в 16 странах мира.
— Украина может стать 17-ой страной... Скажите, вступил ли в силу контракт, заключенный между «Матрой» и «Укрспецэкспортом»?
— К сожалению, пока контракт не вступил в действие, и причина тут одна: контрактом предусматривается выделение кредитной линии, а для этого еще надо пройти рассмотрение в Экспертно-валютном комитете Кабмина и в Верховной Раде. Да и во Франции не все вопросы решены до конца.
Но это не значит, что работа по контракту совсем не ведется (кстати, весь документ вместе с приложениями занимает около 1000 машинописных страниц). За полгода, прошедшие после выхода правительственного постановления, проделана, я считаю, большая работа, в которой участвовали специалисты СБУ, Минобороны, научно-исследовательских организаций. Прежде всего, разработан системный проект, охватывающий всю страну.
Должен сказать, что это сложный контракт: ведь речь идет не только о продаже высокотехнологичного оборудования, но и об организации промышленной кооперации, передаче ноу-хау и т. д.
— Каковы сроки реализации проекта и в чем выразится участие в нем украинских предприятий?
— Развертывание системы «Матра» рассчитано на 2,5 года. Планируется, что в течение первого года в Украине будет налажена сборка сначала ручных, а затем и мобильных терминалов. И это очень важно, потому что терминалы — самая дорогостоящая часть оборудования. Основное производство терминалов намечено на запорожском «Радиоприборе». В промышленную кооперацию планируется привлечь также харьковский «Протон», тернопольский «Орион» и ряд других предприятий Украины. Украинская сторона будет заниматься развертыванием и эксплуатацией системы, а это — новые рабочие места.
— Почему все-таки при выборе системы мобильной конфиденциальной радиосвязи в Украине предпочтение было безоговорочно отдано «Матре»? Чем другие системы хуже? Согласитесь, что тендер, если бы он проводился, снял бы все подобные вопросы...
— Во-первых, предпочтение было отдано не сразу и не безоговорочно. Это был длительный процесс, который занял полтора года. Во-вторых, по системам мобильной радиосвязи, связанным с национальной безопасностью, открытые тендеры не проводятся. Это, кстати, предусмотрено украинским законодательством. В течение года работал созданный по распоряжению Кабмина координационный комитет, куда вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств. Насколько мне известно, переговоры велись не только с «Матрой», но и с «Моторолой», «Эриксоном». Но из всех производителей только один предложил комплексный подход — и совместное производство, и ноу-хау, и кредитную линию.
— Известно, что «Матра» и «Моторола» работают на разных стандартах. Чем же отличаются эти стандарты?
— Принципиальное отличие стандарта TETRAPOL, которым пользуется «Матра», от других заключается в том, что он изначально разрабатывался как система для силовых структур. Что касается стандарта «Моторолы», то он делался как система общего применения, которую можно трансформировать в полицейскую путем установки новых блоков и ввода дополнительных функций.
По-моему, сравнивать оба стандарта на предмет того, какой лучше, не совсем корректно. Для управления всевозможными открытыми службами TETRA (стандарт «Моторолы»), пожалуй, подходит больше: удобство, большая пропускная способность и т.п. А для выполнения специфических функций спецструктур лучше использовать TETRAPOL.
— А не устарел ли TETRAPOL?
— Это развивающаяся система, сегодня используется ее второе поколение. Кстати говоря, никто в мире не выпускает столь маленький по размерам терминал с гарантированным закрытием информации, как «Матра».
Хочу подчеркнуть, что всякие разговоры о том, что Франция якобы отказывается от применения в силовых ведомствах стандарта TETRAPOL, не имеют под собой никакой почвы. Это же откровенная дезинформация! Во французском министерстве внутренних дел даже существует отдельное управление, которое занимается внедрением этой системы в стране.
— Без одного сравнения «Матры» и «Моторолы» все же не обойтись: стоимость радиостанции, выпускаемой французской фирмой, несопоставимо выше.
— Сразу скажу, что стоимость радиостанции «Матры» — не $2500, как сообщалось. Да и насчет стоимости терминала «Моторолы» приходилось видеть разные цифры. По официальным данным Госкомсвязи, ее цена — $500, но, заметьте, это без учета системы закрытия. Как только добавляются блоки закрытия, происходит значительное удорожание.
— Верховная Рада своим постановлением предложила Кабмину отменить его постановление «О создании национальной системы мобильной конфиденциальной радиосвязи». Как вы расцениваете такое решение?
— Это не экономика, а политика — результат противостояния парламента и правительства. Так получается, что французские инвестиции приходят в Украину с трудом (вспомните «Лафарж»). Не удивительно, что за восемь лет независимости Украины общая сумма инвестиций Франции ($15 млн.), можно сказать, чисто символическая.
Выпуск газеты №:
№200, (1999)Section
Экономика