Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«1984» по-украински: страх плюс 12-часовая любовь к Президенту

01 октября, 00:00

Недавно где-то прочитала: эксперты считают, что агитация наиболее эффективна за две-три недели до выборов. Сразу подумалось: это — для «нормальных» стран. Тех, где для людей созданы человеческие условия существования, и потому они очень мало интересуются политикой, ибо знают, что кого бы ни избрали, скажем, социал-демократов или христиан, для них мало что изменится, их основные права и свободы никто не отнимет.

Наши же люди, замученные таким существованием, начали «выбирать» себе президента чуть ли не с начала 1999-го года. Словесные «баталии» между сторонниками различных кандидатов начались раньше, чем некоторые кандидаты выдвинули свою кандидатуру или были официально зарегистрированы ЦИК. На огородах и в учреждениях, в автобусах и электричках с весны постоянно слышу разговоры о выборах. Из всего услышанного уже можно делать выводы, не заглядывая во всяческие там «социологические опросы» и «рейтинги», которые печатаются в нашей прессе, что люди хотят видеть президентом кого угодно, только не Л.Д.Кучму.

Но, чем ближе выборы, тем чаще можно услышать от того или иного гражданина: «Вот видите — Кучма будет. Кучму — сделают». Кто именно будет «делать» Кучму президентом, не уточняется, — народ хорошо знает, как можно в нашей стране «сделать» нужные «сильным мира сего» результаты выборов.

Случаются и такие мысли: «А может, Кучма изменится после выборов, поумнеет... Может, уже платить начнут, пенсии же повысили... « Словом, тотальное зомбирование населения с экранов телевизоров и через преданную Президенту прессу дает свои результаты. Ну как здесь не вспомнить Оруелла с его «1984«-м! Только там для народа устраивали двухминутки ненависти к лидеру оппозиции, а у нас телевизионщики устраивают едвали не 12-часовые сеансы любви к «самому демократичному» Президенту.

Одни его «хождения в народ» чего стоят! Ну как можно не любить такого «своего в доску парня», который даже отважился лицо углем вымазать!

Нет, считающие, что «Кучма поменяется», совсем не собираются за него голосовать. Это — так, хоть для какого-то самоуспокоения: надежда и вправду умирает последней. Так хочется верить человеку, что он видит не то, что есть на самом деле, что ошибается, что это только ему или только в их селе так плохо живется, а в общем — «не все так плохо в нашем доме» и это самое «не так плохо» (т.е. «почти хорошо») когда-то дойдет-таки и до него...

Таковы уж мы, украинцы — немного наивны, слегка легковерны, чуть-чуть слепы. А еще — не злопамятны и очень-очень терпеливы. Ведь как еще объяснить, что у нас так долго не было своего государства, так долго мы терпели надругательства различных поработителей?

А самое ужасное — что до сих пор царствует в наших генах многовековой вирус страха. Говорю другу, что у нас руководителя «Злагоды» избрали заочно, когда этого человека не было в поселке. Друг удивляется: «Мог бы отказаться! На костер люди шли! « Мне — горько и смешно: какой там еще костер, зачем, когда можно просто сказать одно, а подумать совсем другое.

Как будто ничего и не изменилось с брежневских времен: те же чиновники у власти, та же ментальность, та же круговая порука, кражи и ложь с высоких трибун. И при этом каждый еще и удивляется, ждет — не дождется, когда этот бардак в стране прекратится, ибо все время бороться за выживание тяжело даже тем, кому это легче других.

А еще многие советуют не лезть в политику, поскольку это слишком уж «грязное дело». Не знаю, кто придумал этот афоризм, но вред он нанес страшный. Ну чем, спрашивается, политика отличается от любого другого вида человеческой деятельности? Почему нельзя туда «влезть», чтобы о тебе плохо не подумали и не начали «вычислять», кто тебе за это платит? Тяжелее всего разговаривать с людьми, которые твердят, что вообще на выборы не пойдут, так как все политики «одним миром мазаны», все коррумпированны, мафиози, а газеты все куплены. Обычно даю таким людям почитать «День» и спрашиваю: «Неужели вы верите, что можно купить такую, как Татьяна Коробова или Наталья Лигачева?» Неужели не видно, как искренне, от души они пишут? В крайнем случае — Кучме они обошлись бы в тысячу раз дороже. И это была бы цена не их слова, а их молчания».

На собственном примере пыталась доказать, что невозможно купить вдохновение. Всегда верила сама и пыталась научить своих учеников, что есть люди, для которых самое главное — сохранить чистоту души. Если бы не было таких, способных и на костер пойти, не было бы, собственно, и самого прогресса...

Пассивность и многотерпимость — это наша беда и наша вина. Иван Бунин в книге о большевистской революции «Окаянные дни» писал так: «Давеча прочитал про этот расстрел двадцати шести как-то тупо. Сейчас в каком-то столбняке... Впрочем, и я — только стараюсь ужасаться, а по-настоящему не могу, настоящей восприимчивости все-таки не хватает. В этом и весь адский секрет большевиков — убить восприимчивость. Люди живут мерой, отмерена им и восприимчивость, воображение, — перешагни же меру. Это — как цены на хлеб, на говядину. «Что? Три целковых фунт!». А назначить тысячу — и конец изумлению, крику, столбняк, бесчувственность. «Как? Семь повешенных?!» — «Нет, милый, не семь, а семьсот!». — И тут уж непременно столбняк — семерых-то висячих еще можно представить себе, а попробуй-ка семьсот, даже семьдесят!»

Невероятно, но как же актуально звучат эти слова в наши дни! Ведь по большому счету мы, народ, все так же молчим и терпим. Население Украины сократилось миллионов так на два? Люди накладывают на себя руки от невозможности прокормить своих детей? Беременная женщина идет в Киев за зарплатой своего мужа? Ну и что! Послушаем, погрустим минутку, обсудим новости завтра на работе и — ничего не сделаем! Не выйдем на улицу с плакатами, не напишем гневных писем Президенту, не поддержим забастовку учителей соседнего района... Почему? Уже привыкли. Чувствительность к чужому горю сводится чуть ли не к нолю — у всех своих проблем хватает.

Как-то весной нам дали вместо обычных уже в течение трех лет 10—20 гривен зарплаты где-то по 40—50. Встречаю радостного коллегу, получившего уже деньги. Улибаясь, заявляет: «Если бы так и дальше платили, то это еще ничего! Еще можно было б жить!».

Чувствуете? Чувствуете, как рабство завладело нашим сознанием, как остатки всякого достоинства бесповоротно стекают в землю вместе с потом, удобряя картофель — единственную реальную основу этого «можно жить»?

Директор школы советует в суд из-за невыплаты зарплаты не подавать, ведь это то же «перетягивание одеяла», ведь денег «в стране нет». Бедная, горемычная страна! Ну где же тебе взять деньги на зарплату остаткам своей интеллигенции, когда они так необходимы на самолеты и дачи вельмож, на содержание упрятанного от народа в Штатах экс-премьера! Ну откуда же у тебя деньги на учебники, если необходимо на высочайшего качества бумаге напечатать обращение Президента к первоклассникам, которые, правда, еще читать не умеют, ну и пусть — бабушки на ночь прочитают. Вместо успокоительной сказочки — может, не столько детям, как себе. Читал директор оное приветствие на первосентябрьской линейке. На лицах детей и родителей — одно желание: быстрее бы это закончилось. Женщины (не лишенные чувства юмора) шепчутся: «Вот, заразы, на такой твердой бумаге напечатали — куда ж теперь его?».

Кто-то, может, скажет — это ж замечательно, что наконец-то в нашей стране можно такое шептать или даже вслух говорить и тюрьмы не бояться, как раньше. Но вспомните оруэловских пророков — кто их мыслями в тоталитарной Англии интересовался, кто их слов боялся? Зачем тюрьмы, если можно сначала всех ограбить, потом немножко чего-то дать, типа «повышенных» пенсий перед выборами, — и войти в историю чуть ли не благодетелем своего народа. И вообще, кому страшен народ, который не способен организоваться, чтобы защитить свои права, который в суд не подает из-за чувства «стыда» — еще подумают, что ты сильно жадный, что ли. Хотя какой смысл в том суде, если там тоже очередь и поговаривают, что нужно дать взятку судебному исполнителю, чтобы тебя в той очереди за собственной зарплатой поставили не последним...

И еще одна цитата из Бунина: «В сущности, всем нам давно пора повеситься — так мы забиты, замордованы, лишены всех прав и законов, живем в таком подлом рабстве, среди непрестанных заушений, издевательств.

Какое самообладание

У лошадей простого звания,

Не обращающих внимания

На трудности существования!

...Да, мы теперь лошади

очень простого звания» .

Очень хорошо понимаю нескольких студентов, моих выпускников, которые заявляют: «Если во второй тур выйдут Кучма и Симоненко, то будем голосовать за Симоненко, пусть он хоть эту мафию разгонит. Это он только называет себя коммунистом, а придет и будет делать то, что нужно, не глупый же он — коммунизм опять строить. Только чтобы Москве нас опять не отдал». Интересные мысли, правда? Ну что тут скажешь! Разве что пожелать Симоненко, чтобы он в случае победы действительно оказался «не глупым» — не сдал нас Москве и на рыночные отношения табу не наложил, то есть пошел тем путем, о котором Марчук с Морозом говорят. А лучше всего — чтобы он перестал еще до выборов себя коммунистом называть, пусть бы выдумал какое-то слово, если уж так не хочет называть себя социал-демократом и к «каневской четверке» присоединиться. Ибо как, скажите, можно назвать Китай коммунистическим, если там — негосударственные предприятия? В целом эта болезнь очень распространена — несоответствие между содержанием и формой, это словоблудие... И здесь оруэлловское предвидение оправдывается. Кажется, сами политики уже запутались в этих названиях и терминах, так что тут говорить о народе? Кто как хочет, так название той или иной партии для себя и трактует.

Хочет кто-то (по моим наблюдениям, это чаще люди старшего возраста) видеть в П.Симоненко искреннего коммуниста — и видит его. Хочет молодой видеть в нем более действенного по сравнению с Кучмой человека — заранее готовит себя к «выбору без выбора».

И все же есть свет в конце тоннеля. Есть люди, которые понимают, почему необходимо голосовать за интеллигента Марчука. Они хотят, чтобы у «первого представителя нации» было умное лицо, манеры, совершенный язык... Есть такие люди даже в нашем «забитом» сельском районе. Они понимают, что сейчас не «измы» нужно выбирать, а лидера. Человека, который действительно может прийти к власти и начать «делать то, что нужно», поскольку имеет для этого почти уникальные данные: мощный интеллект, выдержку, опыт, умение глубоко анализировать процессы, происходящие в обществе, и тому подобное.

Возможно, и не в результате этих выборов, но когда-нибудь такой человек встанет во главе нашего обескровленного государства. Ну не вечно же нам оставаться слепым народом! Не вечно же быть Ночи над Украиной, должен же когда-то наступить и День!

Выборы 31 октября — это действительно будет «тест на наличие народа», как пишет Л.Ившина, главный редактор газеты «День». А еще это будет нашим шансом искупить собственную вину перед собой же — за пассивность, трусость, привычку жить согласно поговоркам: «Моя хата с краю», «Как-то да будет...»

Возможно, когда-то мы поймем, что надеяться на «авось» — самих себя обманывать, что никто ничего для нас хорошего не сделает, кроме нас самих.

Так хочется верить, что мы все- таки научимся быть гражданами, а не «лошадьми простого звания».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать