Разделили, чтобы властвовать
Новая структура «Сибирского алюминия» в общих чертах выглядит так: группа перестает выглядеть аморфным образованием и делится на три отдельных блока: два холдинга, объединяющих чисто алюминиевое производство и сырьевые компании, и авиационное подразделение.
Главное, что при такой организации создаются условия для расширения бизнеса по каждому из направлений (алюминий, авиация, сырьевой дивизион).
Кроме того, только такой подход позволяет добиться разумной эффективности и прозрачности управления сильно разветвленным алюминиевым бизнесом, одновременно повысив устойчивость этого бизнеса. Наконец, резко повышается капитализация объединенных компаний, что дает определенные преимущества в случае выхода на рынок заемных средств, а также при работе по сбыту продукции.
Впрочем, все преимущества настоящего холдинга в «Сибирском алюминии» понимали давно. В стратегических планах развития еще год назад значились и слияние в единую структуру, повышение капитализации и эффективности и прочее.
Что же все-таки сподвигло «Сибирский алюминий» на резкую перестройку именно сейчас?
От лежащего на поверхности ответа не пытаются открещиваться даже в самом «Сибирском алюминии»: спешка вызвана планами объединиться с Саяно- Шушенской ГЭС, которые активно поддерживает РАО «ЕЭС России». Поэтому повышение капитализации, то есть увеличение совокупной доли группы во вновь создаваемом холдинге, и стало задачей номер один. Именно по этой причине в Объединенной компании «Сибирский алюминий» (ОКСА) попали наиболее дорогие активы «Сибирского алюминия».
Новая группировка активов «Сибирского алюминия» позволяет почти наверняка говорить не только о том, что его слияние с ГЭС все-таки осуществится, но и о направлениях дальнейшей экспансии группы. Рассуждать можно примерно так. Предположим, что в украинских правительственных структурах идет активное обсуждение вариантов управления госпакетами акций проблемных алюминиевых заводов. Как один из вариантов рассматривается слияние этих производств, возможно, с привлечением сторонних инвесторов. Появление на свет российской энергометаллургической компании, в капитале которой косвенным образом присутствует государство, резко увеличивает маневренные возможности «Сибирского алюминия» на украинском рынке. В том числе дает реальный шанс объединиться с украинскими алюминщиками, в первую очередь с Николаевским глиноземным заводом.
Авиастроительная компания «Авиакор» тоже, видимо, совсем не случайно выделена в отдельный дивизион. Очень вероятно, что в ближайшее время будет создана российско-украинская авиационная корпорация. А такое объединение вряд ли было бы возможно, если бы «Авиакор» оказался включенным в ОКСА. Размеры последней могут отпугнуть украинские авиационные и машиностроительные заводы: их доли участия в акционерном капитале оказались бы заниженными по сравнению с долей «Сибирского алюминия».
Наконец, выделение сырьевых производств в единую компанию позволит более эффективно организовать сотрудничество с предприятиями металлургии, в которых «Сибирский алюминий» заинтересован, но пока не имеет в них достаточного пакета акций. Например, группа не скрывает своего интереса к Сорскому ГОКу (молибденовая промышленность). А наличие угольных шахт и разрезов в структуре «Союзметаллресурса» явно указывают на то, что группа не прочь заняться черной металлургией и теплоэлектроэнергетикой. Пока, правда, очень трудно сказать наверняка, какие именно заводы и электростанции окажутся «под колпаком» у «Сибирского алюминия».
Выпуск газеты №:
№164, (1999)Section
Экономика