Социал-демократы сдают позиции
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990908/4164-3-1_0.jpg)
Хотя в Бранденбурге они и останутся пока что при власти. 39 процентов набрала здесь партия канцлера Герхарда Шредера, 26 — оппонирующая ей ХДС, но с каких позиций! На прошедших выборах у социал-демократов было абсолютное большинство в 54 процента, а ХДС имела наравне с Партией демократического социализма около 19. Нынче же социал-демократы потеряли 15% голосов и должны вести переговоры о коалиции с двумя другими партиями.
В Саарланде поражение еще ощутимее: 14 лет социал-демократического правления завершились, и к власти придет новое правительство ХДС. Разрыв немногим больше одного процента (СДПГ и ХДС соответственно 44,4 и 45,5%) решил судьбу кресла премьер-министра. Такой выбор будет иметь и формальные общеполитические последствия, ибо премьер-министры сидят в верхней палате парламента — в бундесрате, и прохождение там новых законов будет отягощено для красно-зеленого правительства Шредера.
Эксперты сходятся во мнении, что земельные выборы в двух землях — одна на Западе, другая на Востоке — показали, в первую очередь, протест избирателей против явно любительской политики федерального правительства Шредера. Весь почти годовой путь нового кабинета обозначен скандалами, провалами и неладами. Новое ли законодательство о необлагаемом налогом мелком заработке, отказ ли от ядерной энергетики, закон ли о гражданстве резко критиковали как специалисты, так и простые люди (которые как раз и являются тем самым «электоратом»). Правительству приходилось забирать законопроекты назад и долго их «дорихтовывать» под возмущение одних и под смех других. Части избирателей стоила война в Косово, часть отвернулась еще год назад от партии-победительницы после реформы пенсионной системы. Поднятие цен на бензин и другие энергоносители очень больно ударило по карману каждой семьи.
Настроения народа поняли и социал-демократические премьеры обеих земель, в которых позавчера состоялись выборы, и еще накануне начали жестко критиковать канцлера, направо и налево открещиваясь от его новых идей, примером, сэкономить 30 миллиардов марок, не задевая, правда, расходов на зализывание ран в Косово. Но это, как видно, не помогло. И теперь Манфред Штольпе, бывший служитель церкви, а ныне председатель правительства земли Бранденбург, будет искать поддержки, очевидно, у преемницы хонеккеровской СЕПГ (так, во всяком случае, расцениваются его слова о партнерах по коалиции: «Мое сердце бьется слева»), а в Сааре нового, теперь уже христианско- демократического премьера будут звать Петер Мюллер.
Сам канцлер Шредер поражение признал, но заявил, что с курса он не свернет. Правда, состоятся некоторые перестановки: министр транспорта Мюнтеферинг станет генеральным секретарем СДПГ. Очевидно, нужно подтягивать партию — Мюнтеферинг считается творцом победы Шредера на канцлерских выборах год назад.
Выборы в Бранденбурге имели и одну неприятную — коричневую — окраску. Необходимые для вхождения в парламент 5,3 процента набрала правоэкстремистская партия «Немецкий народный союз» мюнхенского издателя и друга Жириновского Герхарда Фрея.