Чистый фарватер от «Дельта-Лоцман»
Причина для такого представительного собрания была уникальной — впервые в Украине на всеобщее обсуждение вынесена лоцманская система радиолокационной проводки судов по Бугско-Днепровско-лиманскому (БДЛК) и Херсонскому морскому каналам (ХМК). При этом преследовалась цель оценки и уточнения приоритетов развития национального продукта, разработанного специалистами «Дельта-Лоцман». История комплекса «Кинбурн» — так называется новая система — не очень давняя, задание на ее изготовление было поставлено пять лет назад. Но особенность ее в том, что во-первых, «Кинбурну» с самого начала противостояли признанные зарубежные аналоги, например таких фирм, как «Крупп-Атлас Электроник», «Алениа» и «Норконтрол», а во-вторых, для их приобретения ни тогда ни сейчас просто нет средств.
Есть еще одно обстоятельство, которое заставляет украинских моряков с осторожностью относиться к зарубежным разработкам радиолокационных систем. Как правило, они изготовлены так, что их программное насыщение морально устаревает уже через три-пять лет. Аппаратные импортные комплексы имеют защитные блоки, поэтому о том, чтобы внести модернизацию для решения новых задач, понятно, — не может быть и речи. Приходится через три-пять лет либо работать на устаревшей аппаратуре, либо опять покупать новую. Но самое главное — к чему, к сожалению, приходится еще привыкать, — что у нас есть свои специалисты, которые, подобно Левше, могут создавать такие комплексы самостоятельно.
Конечно, не так просто, как теперь можно рассказать, шел процесс создания совершенно нового вида и не имеющего аналогов в мировой практике программно-аппаратурного комплекса «Кинбурн». В настоящее время аппаратура уже работает на двух ПРДС — «Русская коса» и «Очаков», а радиолокационные данные обзора каналов сведены в единую систему, при этом идет ее дальнейшее развитие и строительство. Что это за система? Что она дает портам и в чем выигрывает город? Эти вопросы естественны, как и естественны задачи, стоящие перед специалистами-практиками «Дельта-Лоцман» по созданию более привлекательных условий безопасности и эффективности плавания судов в нашем регионе, а также предотвращения загрязнения окружающей среды и повышения безопасности жителей региона. Как известно, моря не разделяют, а соединяют людей, лоцманы всегда помогали кораблям, а сегодня еще и берегут море, если судно несет опасный груз.
Из пятерых разработчиков системы «Кинбурн» все пятеро в свое время занимались уникальными научными разработками в НФНИИДар, нынешнем УРТИ. Для ведущих специалистов, Игоря Садового и Александра Кравченко, тематическая постановка задачи после хитросплетений сигналов и помех загоризонтной радиолокации могла бы показаться даже простой, если бы ее кто-либо решал прежде. И если бы не высокая ответственность лоцманской службы за безопасность проводки судов по каналам.
Еще одна из важнейших задач, стоящих перед ГП «Дельта-Лоцман», — оптимизация движения судов по судоходному каналу с таким расчетом, чтобы суда как можно меньше простаивали в ожидании входа и выхода. Параметры БДЛК — его глубина и ширина — таковы, что движение судов по каналу можно производить только в одностороннем порядке, а для исключения неоправданных простоев разводка встречных судов производится на акваториях якорных стоянок. При этом, наряду с необходимостью проведения дноуглубительных работ на этих стоянках, следует обеспечить единую диспетчеризацию и непосредственный контроль движения судов, что и возлагается на систему «Кинбурн».
Комплекс «Кинбурн» сегодня способен решать такие задачи, как планирование движения судопотоков с контролем за исполнением плана и его корректировку по независящим обстоятельствам — так, чтобы, например, задержка выходящего судна не вызывала дополнительного ожидания на входе канала. Радиолокационный контроль за обстановкой на БДЛК и ХМК с точностью, позволяющей не допустить посадки судна на мель или столкновение его с препятствием. Контроль за соблюдение судами правил плавания в этом регионе и автоматизация данных о судах и контроль за плавучими знаками ограждения. Объективное документирование данных радиолокационного контроля и радиопереговоров региональных СУДС и регистрацию судопотоков с выдачей необходимых данных в заинтересованные организации.
Разработка новых, сложных систем траекторной обработки радиоданных, пусть даже и с применением относительно простых в математическом плане алгоритмов, всегда несет в себе элемент неизвестности. Однако в данном случае существенным плюсом было то, что группа разработчиков из НИИ практически не меняла свою специализацию. После распада научного коллектива НФНИИДар, в «Дельта-Лоцман» перешли специалисты высшей квалификации и это обусловило быстрый и качественный результат. Здесь надо отметить, что еще в прошлом году, через два года после начала разработки, аналогичные мотивы необходимости перехода на систему собственной разработки были высказаны на международном семинаре по проблемам СУДС в Новороссийске представителем российского АО «Норфес», которое осуществляет регулирование движения судов в заливе Петра Великого.
Оригинальной разработкой «Дельта-Лоцман» является модуль «Планшет», изготовленный с привлечением украинских заводов с выпуском технических условий, согласованных с Госфлотинспекцией Украины. Математическое обеспечение комплекса «Кинбурн» — то, что и есть в нем самое дорогое и что называют «ноу-хау», также было разработано собственными силами. А на семинар, для профессиональной оценки предельных точностных характеристик системы, была приглашена группа ученых от кафедры радиотехнических систем харьковского аэрокосмического университета.
Межотраслевая комиссия, созданная в ходе работы семинара, обратилась в Министерство транспорта Украины с просьбой о сертификации вновь созданной системы «Кинбурн» и развитии ее с внедрением специализированного модуля ситуационного анализа, позволяющего прогнозировать конфликтность движения судов. Кроме того, обоснована необходимость использования отечественных достижений в области статистической радиотехники для повышения помехоустойчивости системы радиолокационной проводки судов по каналам, что даст возможность достигнуть главные цели — установить безопасность прибрежного судоходства на уровне международных стандартов и получить конкурентоспособную отечественную аппаратуру на отечественной научной и промышленной базе.
Примеры для сравнения уже есть. В керченском порту, где условия судоходства значительно благоприятнее, чем на БДЛК, для обеспечения радиолокационного контроля приобрели импортную систему, стоимостью $ 2,5 млн. Если бы «Дельта-Лоцман» пошел по тому же пути, пришлось бы закупить пять таких систем. Не надо быть большим математиком, чтобы посчитать, сколько денег сэкономлено для государства только благодаря тому, что все работы выполнены собственными силами.