Алексей ЗОТИКОВ: «У каждой эпохи свои мысли на полях»
Алексей Зотиков пришел на телевидение из... исторических архивов и в своих телеработах являет необычайное сочетание темперамента проповедника и дотошности исследователя. Его путь как автора-сценариста начался с сотрудничества с Александром Роднянским (по сценарию Алексея был снят, например, документальный фильм Роднянского «Прощай, СССР-2», удостоенный «Ники»). Затем Зотиков свыше года делал сюжеты для «Телемании» (Студия «1+1»). Однако его, как одинокого волка, всегда тянуло на вольные хлеба, к реализации собственных проектов. Так появился цикл киевских зарисовок «Дай пять», ежедневно выходящий на канале ТЕТ. А к 200-летию Пушкина Алексей Зотиков взялся за солидный сериал о великом поэте для канала «Интер». Нынче цикл передач, заинтересовавший зрителей не только малоизвестными сведениями о пушкинской жизни в Украине, но и личностью автора сериала, подходит к концу. Как создавался сериал и каковы дальнейшие планы телевизионного скитальца — с этими вопросами корреспондент «Дня» обратился к Алексею Зотикову.
— В своем телесериале о Пушкине в Украине ты рассказываешь много известных и не очень известных историй, связанных с поэтом. Откуда, в основном, ты черпал свои сюжеты?
— Почти все, рассказанное мной, можно найти у Вересаева в книге «Пушкин в жизни», но дополнено субъективным моим видеорядом и собственными находками. Он практически не комментировал отрывки, скомпиллированные из мемуаров людей, которые в разных местах и при разных обстоятельствах наблюдали за Пушкиным.
Надо заметить, что у Вересаева о Пушкине рассказывают исторические персонажи, при жизни поэта не очень его праздновавшие. Эта подборка дает объемную картину — от полного поклонения до полного неприятия. Кстати, именно Пушкин одним из первых среди российских писателей и деятелей культуры назвал Украину именно Украиной, а не Малороссией, как тогда было принято.
— В одной из серий ты показал сюжет о том, как Пушкиным была написана поэма «Братья-разбойники», позднее им сожженная. При чтении сохранившегося отрывка из «Разбойников» ты вдруг даешь в качестве видеоряда... кадры из кинохроники гражданской войны. А потом ведешь свой сюжет о Пушкине на фоне... одного из официальных зданий Днепропетровска. Как бы ты все это объяснил?
— Пушкин порой поднимался до невероятных прозрений. Сохранившийся отрывок его поэмы об упоении разбоем можно поставить эпиграфом к любой гражданской войне. И что еще чрезвычайно любопытно: когда 20-летний Пушкин был в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске), он, по воспоминаниям современников, видел, как через Днепр бежали из тюрьмы двое разбойников, скованных одной цепью. Потом, вспоминая об этом случае, он и написал «Братьев-разбойников», правда, перенеся действие на Волгу. Но на самом-то деле исконное место обитания этих братьев-разбойников — нынешний Днепропетровск... Вот какие ассоциации рождают у меня пушкинские строки, и это мне хотелось бы донести до зрителя.
— Очень сильно прозвучал закадровый голос Николая Караченцова, читающего Пушкина. Как тебе удалось с ним договориться?
— С самого начала читать Пушкина должен был Сергей Юрский. Общепризнанно, что он читает гениально. В январе я приехал в Москву, проник за кулисы театра им. Моссовета на спектакль «Фома Опискин», который поставил Юрский и в котором он играет главную роль. После спектакля я дождался Сергея Юрьевича и рассказал ему о предложении озвучить его голосом фильм о Пушкине. В ответ прозвучало буквально следующее: «Молодой человек, я Пушкиным уже икаю. У меня 9-часовая программа — и «Евгений Онегин», и «Домик в Коломне», и «Граф Нулин». Кроме того, я уже отработал в другом аналогичном проекте. Это — перебор».
Промежуточной кандидатурой у нас был Евгений Миронов из театра Табакова. Но часть моих знакомых посчитала, что его в Украине недостаточно знают, и в последний момент возник Николай Караченцов. Тем более, что у нас в памяти был просочившийся буквально отрывками замечательный цикл песен Гоцуленко и Быстрякова «Дорога к Пушкину». Заказчик этого цикла, президент одного из московских банков, сам был «заказан» киллеру и убит. А все видео и аудиоматериалы записей каким-то странным образом куда-то подевались. И громадный, потрясающий труд оператора, режиссера и исполнителя — Караченцова, который здесь превзошел самого себя, остался только на копии в непрофессиональном видеоформате VHS. Потрясающие клипы! Они были записаны в Париже, в Карден- центре, когда театр Ленком приезжал туда.
И изначально наш цикл телепередач о Пушкине виделся так: вначале я как ведущий рассказываю очередную историю из жизни поэта, затем — клип из Пушкинского цикла Гоцуленко—Быстрякова в исполнении Караченцова. Но мы вовремя поняли, что нельзя мешать Пушкина с кем бы то ни было, и Николай Петрович в нашем телецикле просто читает Пушкина за кадром. А песни Быстрякова мы приберегли, и осенью, возможно, «Интер» покажет их. Не уверен, что новые клипы по ним будут столь же роскошны, как снятые в Карден-центре, но сам по себе цикл очень интересен, и аудиозаписи сделаны на высшем уровне.
— Как поживает твоя передача о Киеве «Дай пять», которая идет на ТЕТе?
— Ей уже полтора года. Это жанр, который для меня оформился давно, еще до моего сотрудничества с «1+1» в «Телемании». Такие мини-рассказы о Киеве для меня естественны, у меня сюжетов — на много лет вперед. Здесь мой учитель — Григорий Сковорода, этот цикл у меня выхаживался ногами по киевским тротуарам и дворам, выспрашивался, вынюхивался. Для меня в нем важна попытка соучастия зрителя в процессе создания сюжета, я как бы узнаю подробности вместе с ним.
«Дай пять» — это мой образ жизни, это ежедневное сосуществование с киевлянами и попытка обменяться с ними кровью. А еще «Дай пять» — это как шкала настройки в старом трофейном «телефункене», которая елозит от длинных волн до коротких, от историй и персонажей своего собственного двора до реалий Владимира Красное Солнышко. У каждой эпохи свои знаковые системы, свои мысли на полях. Ты чувствуешь, что человеческое мышление по сути едино, оно только оформляется в разные виньетки, в разные словесные обороты.
Однажды я заикнулся в эфире о том, что программа «Дай пять» претендует на место в книге рекордов Гиннесса, по крайней мере — украинской, поскольку она единственная среди авторских передач выходит уже полтора года ежедневно без перерыва. И через неделю у меня сняли финансирование. Это не шутка: с 1 апреля этого года. В любом случае, я благодарен спонсорам, которые содержали эту программу пятнадцать месяцев. Сейчас мы ее выпускаем за счет исключительно внутренних резервов и доброй воли канала ТЕТ.
— Но вот приходит к концу Пушкинский цикл. Я знаю, у тебя есть наметки на будущее?
— Это тема, которая приобретает особое значение перед выборами: о родной нашей украинской бюрократии как институции, которая старше Украины как государства, и, пожалуй, старше Киевской Руси. В моих архивах есть свидетельства существования бюрократии, в виде аппарата сбора налогов, еще со времен Хазарского каганата. Хочу рассказать об украинской бюрократической машине на конкретных примерах: почему, например, Столыпина убили именно в Киеве, или почему все министры финансов и премьеры «золотого века» Российской империи являлись именно отсюда, или вот почему именно в Украине, на Днепре родилась идея пушкинских «Братьев-разбойников».
Выпуск газеты №:
№138, (1999)Section
Медиа