Сменил профессию
Нет, выбрал свободуЕще десять лет назад среднестатистический работник держался своего места 7-8 лет и уходил лишь тогда, когда мог продвинуться по служебной лестнице или больше заработать. Сегодня те, кто еще числится на стоящих или почти стоящих государственных или приватизированных предприятиях, рассчитывают только на свои побочные доходы. Люди поняли, что власти на них наплевать, и применяют на практике советский лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Побочные (чаще всего не поддающиеся никакому налогообложению) доходы зачастую выступают в качестве основного источника существования.
В нашем доме таких людей немало. Александр Н., 47 лет, слесарь-инструментальщик VII разряда, бывший кадровый рабочий завода «Реле и автоматика». Пять лет обеспечивает семью тем, что занимается обустройствами могил. Количество его клиентов растет, доходы наличными составляют 400—600 гривен в месяц. Но зимой перебивается случайными заработками, получая 200—250 гривен. Недоволен, что приходится этим заниматься, но от постоянной работы по специальности на другом заводе (зарплата 380 гривен) отказался.
Валентин И., 52 года, в прошлом водитель автопарка. Основное занятие — перевозка пассажиров на собственных «Жигулях». Доходы — 200—600 гривен. От работы в малом предприятии (зарплата — 300 гривен) отказался.
Анатолий Т., 53 года, слесарь механосборочных работ VI разряда. Работает на заводе (зарплата — 400 гривен) 9 месяцев в году. В летний период, взяв очередной отпуск, а также за свой счет, уезжает в село. Его доходы от огорода и пасеки — 400—500 гривен в месяц.
Очевидно, это типичная ситуация. И когда предприятия начнут оживать, проблема отношения человека к труду на производстве заявит о себе в полную силу, а решится — не скоро. Доверие потерять легко, а восстановить — намного труднее. Впрочем, в этом можно усмотреть и позитив: окунувшись в сферу частного предпринимательства и даже не получив от этого особых доходов, человек, что называется, глотнул свободы и теперь его не заманить за «родную проходную» никакими калачами.