Найдет ли инвестор свой элеватор?
С учетом этой тенденции предприятия системы хлебопродуктов, занимающие ключевое положение в массовых зернопотоках и имеющие возможность формировать значительные партии зерна, становятся все более привлекательными объектами для потенциальных инвесторов.
ФГИ начал работу по приватизации хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий еще в июле 1997 г. Позитивным фактором, который содействовал разворачиванию приватизации в этой сфере, стал Закон Украины «О внесении изменений в Перечень имущественных комплексов государственных предприятий, организаций, их структурных подразделений основного производства, приватизация которых не допускается», который снял запрет на приватизацию хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий, элеваторов, реализационных баз, комбинатов хлебопродуктов, мельниц, экспедиций по охране хлебопродуктов и других обслуживающих предприятий.
Сегодня в процесс приватизации включены 1 269 хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий (кроме тех, которые входят в состав ГАК «Хлеб Украины»). Их общая мощность позволяет хранить 30 млн. т зерновых, принимать ежесуточно 1,3 млн. т зерна, очищать 900 тыс. т и сушить 530 тыс. т зерновых и 270 тыс. т кукурузы. Кроме того, в систему хлебопродуктов входят также 222 хлебопекарных и 100 сервисных предприятий, 330 межхозяйственных комбикормовых заводов и 26 ветсанзаводов.
Все эти предприятия сегодня находятся на различных стадиях. Фактически завершается приватизация хлебопекарных предприятий. 108 из них приватизированы с глубиною продажи имущества более 70%, на остальных утверждены планы приватизации и осуществляется или завершается размещение акций.
Из 67 государственных комбикормовых заводов 46 уже преобразованы в процессе приватизации в ОАО и начали продажу акций. На 31 предприятии уже продано более 70% государственного имущества.
Динамизм процессу приватизации хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий придало Постановление КМУ от 5 ноября 1997 г. «Об ускорении приватизации хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий». Сегодня принято решение о приватизации 435 таких предприятий, утвержден план приватизации 414 предприятий, реорганизовано в ОАО — 408, на 160 из них акции проданы с глубиной более 70%.
Вместе с тем необходимо отметить, что существует ряд факторов, которые существенно снижают темпы приватизации и, следовательно, уменьшают поступление средств от их продажи в госбюджет. Назовем лишь наиболее существенные из них.
Во-первых, согласно Закону Украины «Об особенностях приватизации имущества агропромышленного комплекса» акции хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий продаются в основном среди их работников (15-20%) и сельскохозяйственных предприятий (51%). Только остатки акций, которые не были приобретены на льготных условиях в течение одного года, могут быть проданы на общих условиях. Такая система отнюдь не заинтересовывает инвесторов в приобретении акций ОАО, созданных в процессе приватизации элеваторов. Инвестору значительно выгоднее приобрести эти акции на вторичном рынке путем купли-продажи непосредственно у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Во-вторых, большинство элеваторов, акции которых выставляются на продажу на конкурентных условиях, относятся к арендным, то есть значительным пакетом акций уже владеет организация арендаторов. Поэтому, как показывают результаты торгов, акции таких элеваторов покупают их трудовые коллективы с целью концентрации контрольного пакета акций.
В третьих, большинство объектов АПК, планы приватизации которых были согласованы с КМУ, не относятся к привлекательным объектам: они характеризуются наличием крайне изношенного оборудования, значительным количеством рабочих (100-150 чел.), на балансе этих предприятий объекты социальной сферы, далеко не все имеют выгодное экономико-географическое положение с точки зрения торговли зерном.
И, наконец, на продажу почти не выставляются привлекательные хлебоприемные и хлебозаготовительные предприятия. В государственной собственности временно оставлены (закреплены на пять лет) пакеты акций (25,1%) 230 таких предприятий.
Таким образом, совершенно очевидно, что для ликвидации существующих барьеров необходимо в первую очередь изменить схему приватизации — прекратить передавать сельскохозяйственным товаропроизводителям бесплатно 51% акций. Впрочем, время уже упущено, и такая правовая норма вряд ли будет принята парламентом. Сегодня целесообразнее было бы добиваться принятия соответствующего решения КМУ о досрочной продаже государственных пакетов акций размером 25,1%. Причем привлекательные пакеты продавать на конкурсных условиях исключительно за деньги, остальные — на сертификатных аукционах.
Не менее важно изменить методику определения цен за пакеты акций хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий, а также пересмотреть критерии определения инвестиционных обязательств. Серьезное внимание следовало бы обратить на подготовку к продаже этих предприятий и соответствующую рекламную кампанию, на улучшение работы с заинтересованными инвесторами. Эти меры могут привлечь их и помочь им найти свой элеватор.
Выпуск газеты №:
№102, (1999)Section
Экономика