О чем молчит Президент?
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ
Вопреки всем прогнозам в Украине продолжается падение. Пожалуй, статус «вечнопадающего государства» так и останется символом экономической политики нынешнего Президента. ВВП в первом квартале 1999 года сократился на 4,2%. А по апрельским прогнозам австрийского Erste Bank Research и суммарное падение на конец года должно составить 4,0%. Все это притом, что реальный ВВП в 1998 году составил лишь 30,2% от уровня 1990 года. Учитывая национальную специфику изменения ВВП в Украине, по меньшей мере странно выглядят прогнозы роста этого показателя, заложенные в программе «Украина-2010». Рост на уровне 7-8%, внесенный в программу, не может быть логично объясним с учетом опыта стран Центральной и Восточной Европы. Даже имеющая существенные успехи в рыночной трансформации Польша, при росте +4,8% в 1998 году, в 1999-м планирует выйти на уровень +3,5%. Не менее успешная Чехия вообще идет с падением в 1998 году —2,5% и планируемым падением в 1999 году —1,0%. Стоит ли говорить, что в Украине так и не заложены какие-либо предпосылки для экономического роста помимо того, что падение «должно же когда-то остановиться».
Относительно инфляции, то, к сожалению, чем ближе президентские выборы, тем больше шансов раскручивания инфляционной спирали. Если за первый квартал текущего года уровень инфляции составил 3,5%, то перспективы погашения задолженностей по социальным выплатам путем включения печатного станка делают ситуацию и вовсе удручающей. По уже цитируемым прогнозам австрийского Erste Bank Research в этом году Украину ожидает инфляция в 55,0%, и то, как самый оптимистический вариант.
Постоянное отсутствие четкого понимания макроэкономических процессов со стороны экономического окружения Президента, равно как и возможных шагов к нормализации ситуации, стало традицией, которую уже невозможно изменить. Клятвы в неизменности пресловутого «курса реформ», противоречие самим себе и затаенная надежда удержаться в администрации еще на один срок — это все, что сводится к субъективным факторам, обеспечивающим деградацию государства.
К объективным, кроме всего прочего, можно отнести угрожающую внешнюю задолженность и слабую собираемость доходной части государственного бюджета, неполучение обещанных средств от международных финансово-кредитных учреждений. Все это, а также ряд других факторов, отнюдь не делают макроситуацию лучше.
СФЕРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Продолжает лихорадить промышленность. В 1998 году промышленное производство сократилось на 1,5% (хотя западные эксперты не согласны с методологией отечественного Госкомстата и настаивают на более ощутимом падении). В 1999 году падение на 0,4% в январе и на 2,1% в феврале характеризуют раскручивание тенденции, а не случайные явления. То, что промышленность реагирует на усугубление экономической ситуации в стране так слабо — еще большое достижение.
Индекс промышленного производства, исчисленный в мировых ценах, неуклонно сокращается. Если в 1994 году он составлял 39,2% от уровня 1990 года, то в 1998 году — 26,4%. Вместо того чтобы помочь отечественным предприятиям адаптироваться к условиям рынка, государство развернуло с ними настоящую войну. Здесь и ненормальный налоговый пресс, и сомнительная инвестиционная политика, и странное экспортно- импортное регулирование — все призвано сделать отечественную промышленность персоной «нон грата» в своей стране. Проблема эффективного собственника в промышленности также не находит своего решения — приватизация осуществляется исходя из каких-то сомнительных побуждений, а совсем не национальных интересов отечественной промышленности.
Складывается весьма специфическая ситуация. Отсутствие рыночных реформ в промышленности привело к тому, что руководители предприятий (особенно те, характеризуемые как «красные директора») мечтают не о реальном реформировании экономики, а о возврате во времена командно-административной системы с соответствующей ролью государства. Причем это реально воздействует на их избирательные предпочтения и далеко не в пользу нынешнего Президента.
Сельское хозяйство также не может рассматриваться как авангард экономической политики нынешнего Президента. В 1998 году объем сельскохозяйственного производства сократился на 8,3%. В 1999 году произошло падение в январе — на 2,8% и феврале — на 2,6%. Опять же, как и в случае с промышленностью, отсутствие ощутимых реформ отплатит нынешнему Президенту сполна.
Особенности национального сельского хозяйства позволяют утверждать, что сельскохозяйственные производители с большей радостью вернулись бы во времена социализма, чем реально занимались конкурентоспособностью своей продукции. В условиях же сомнительной заботы со стороны действующей власти и полного неучастия в адаптации сельского хозяйства к рыночным отношениям, нынешний Президент не будет фаворитом села на предстоящих выборах. Никакие заигрывания с селом уже не спасут положение в пользу действующей власти.
Не характеризуя подробно сферу обращения, можно только отметить, что это, в силу очевидных причин, тоже не та почва, которая бы лелеяла нынешнего Президента.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Одним из наиболее действенных рычагов, направленных на то, чтобы нынешний Президент не был избран на следующий срок, является социальная сфера. По состоянию на 1 апреля 1999 года общая сумма задолженностей по выплатам зарплат, пенсий и других социальных выплат достигла 11 млрд. грн. При этом бюджетная задолженность составила 4,4 млрд. грн. или 40% общей суммы. Даже по официальным данным Министерства труда и социальных вопросов половина граждан имеют совокупный доход ниже установленной черты малообеспеченности.
Как и раньше, нынешняя власть не имеет реальных неэмиссионных механизмов погашения такой задолженности. Такие фантастические меры как срочная приватизация «Укртелекома» или не менее срочная реализация обанкротившихся предприятий уже даже не упоминаются в силу их очевидной сомнительности. То же можно отнести и к призрачным надеждам на получение денег «неизвестно откуда» именно на выплату социальных задолженностей.
По официальным данным общее число зарегистрированных безработных в стране возросло в 1994—1998 годах более чем в 12 раз. Реальная зарплата в 1998 году составила лишь 33,2% от уровня 1990 года и даже несколько уменьшилась с 1994 года.
А то, что Украина не прошла стадию массовых социальных волнений, то это скорее связано с многотерпимостью народа и всеобщим чувством безысходности, чем с отсутствием реальных социальных причин.
УКРАИНА И МИР
Специфичность отношения к Украине в мире не нужно доказывать никому. Страна, которая имеет угрожающую внешнюю задолженность по отношению к ВВП ($1,2 млрд. на 1 марта этого года), постоянно просит еще. Причем выпрошенные деньги уходят исключительно на проедание, а не на осуществление реальных реформ. Страна, которая в экспорте специализируется на черной металлургии, химии и другой необработанной продукции... Чем больше проходит времени, тем больше укореняется представление о нашей стране как о территориальном формировании, расположенном в Европе, а отнюдь не о «европейском государстве». И международная реакция на «мощные инициативы Президента» по событиям в Югославии лишь подтверждает сформировавшуюся истину. Вопрос о другом, — о социально-экономическом положении внутри страны.
Западных аналитиков всерьез тревожит полная неспособность нынешней власти хоть как-то нормализовать ситуацию в стране. Еще больше их тревожит совершенно патологическая оторванность от реалий украинских чиновников. Пожалуй, полный крест на перспективах нынешнего руководства страны поставила презентация Украины 18 апреля 1999 года в рамках годового собрания Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне. В очень дорогом и полупустом зале отечественные аппаратчики на полном серьезе утверждали, что уже со второго полугодия в Украине ожидается небывалый рост, а дальше и вообще будет полное процветание. Такая неадекватность даже вызвала замешательство у западных информационных агентств — подавать ли эту информацию в разделе «курьезы» или относиться к ней как к черному юмору?
В любом случае, правительственные и деловые круги других стран не видят перспектив у нынешней власти и об этом говорят открыто. А то, что нынешнему Президенту сделал протокольный комплимент кто-то из иностранцев — совсем не повод для всенародного ликования и тиражирования такого комплимента.
ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Предвыборные перспективы уже вполне очевидны. Речь идет лишь о вариантах на тему — в какой степени Украина будет опустошена выборами и определении степени падения, из которого предстоит выводить государство новому президенту. При этом включение печатного станка, неполучение очередных денег от международных финансово-кредитных организаций, дефицит государственного бюджета и многое другое можно рассматривать как приложение к таким очевидным перспективам. А еще актуальными являются прогнозы социальной активности населения — выйдет ли оно до выборов на улицы или выскажет свое отношение к власти на самих выборах?
Нынешний Президент молчит и ему действительно нечего сказать. Можно вояжировать по стране и поругивать центральные и местные власти, создавая образ Президента-диссидента, можно запугивать всех левой угрозой, тем самым поднимая левым рейтинг, можно пытаться выйти на международную арену с какими-нибудь инициативами (причем совершенно неважно какими), можно сделать еще массу других вещей, имитирующих активность. Социально-экономическая ситуация уже не изменится к лучшему в бытность нынешнего Президента. И то, что обещанная зависимость участия в выборах от изменения социально-экономической ситуации не выполняется — это вполне в его стиле отношения к собственным обязательствам. Но существует один, довольно недвусмысленный вывод: избиратели сделают свой правильный выбор. Алексей
ПЛОТНИКОВ, доктор экономических наук
Выпуск газеты №:
№77, (1999)Section
Экономика