Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Запорожский прорыв,

или Госрегулирование местного масштаба
20 апреля, 00:00

Если не бояться сравнений с Северной Кореей, то ключевую идею экономической политики, которую сейчас пытаются воплотить в Украине, следовало бы назвать «стратегией опоры на собственные силы».

Эта аналогия напрашивается сама собой. Ведь надеяться на внешние силы (точнее, внешние деньги) в ближайшее время уже точно не придется. Назанимав на всех возможных рынках миллиарды долларов, власти страны не сделали практически ничего, чтобы эти деньги были эффективно использованы экономикой. В лучшем случае зарубежные и отечественные займы послужили делу обогащения немногих избранных. Впрочем, все рано или поздно заканчивается.

В итоге сегодня на повестке дня принципиально иная задача — концентрация имеющихся в стране ресурсов под более или менее жестким контролем государства. Причем, как утверждают политологи, выполнять эту задачу должно будет любое правительство. Потому что страна, желающая сохраниться как страна, не может поступить по- другому. ДВА ПУТИ

Говорят, что у новой экономической политики почти нет альтернатив, и централизовать механизм трансформации ресурсов в инвестиции, так или иначе, придется. Действительно, с одной стороны, государство переживает очень серьезный кризис ликвидности. А неплатежеспособное государство — это прямая угроза национальной безопасности. С другой стороны, практически вся экономика — у государства в должниках. Следовательно, через главных кредиторов, — госбюджет и поставщиков газа и электроэнергии, — государство может поглотить всех, кого только захочет. До сих пор оно почему-то этого не делало. И, как можно судить из последних правительственных решений, делать пока не намерено.

Вместо этого правительство хочет обойтись полумерой — прибрать к рукам «живые» деньги. Из опыта известно, что таких источников всего два — деньги населения да экспортная выручка. Что касается первой позиции, то для достижения этой цели исполнительная власть уже предприняла попытку «сблизиться» с банковской системой. Той же цели подчинена реорганизация энергорынка и коммунального сектора.

С экспортной выручкой дело обстоит сложнее. Многие производители экспортной продукции уже давно не контролируют свои продажи. Вместо них сбытом занимаются частные фирмы-посредники, которые и снабжают производителей сырьем и оборотными средствами. Фактически именно эти фирмы нынче аккумулируют в своих руках все товарно-денежные потоки, создавая и замыкая тем самым производственный цикл. Поскольку «живые» деньги в обозначенной цепочке появляются только за пределами страны, то для запуска цикла обычно используется «энергетический» кредит (раньше ту же функцию выполняли бюджетные субсидии).

Зная об этой практике, не трудно понять, почему правительство так пристрастно занялось утряской энергетического рынка. Задача предельно проста — отобрать у «энергопосредников» возможность концентрировать деньги — населения и экспортеров. Иными словами правительство, делегировав когда-то право кредитовать производство за государственный счет «своим» политическим сторонникам, теперь хочет повернуть колесо истории вспять. Благо, юридических ограничений для этого нет. Правда, есть ограничения иного плана.

Существенные коррективы в этот гладкий процесс «собирания» ресурсов могут внести только региональные власти. Для этого у них есть не только амбиции, но и реальные возможности. Местные администрации уже давно высказывались за передачу им полномочий по управлению госсобственностью, однако до серьезных решений дело так и не доходило. Власти предпочитали отдавать соответствующие функции так называемым «холдингам» (имеющим, кстати, мощные региональные корни), которые еще совсем недавно считались основными «уполномоченными» государства в регионах. ЗАПОРОЖСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ

5 апреля Президент Украины Леонид Кучма, находясь в Запорожье, подписал указ «О краткосрочной программе антикризисных мер по выходу Запорожской области из кризиса». Таким образом, Запорожская обладминистрация второй после Крымской автономии всерьез поставила вопрос о расширении собственных властных полномочий.

В основу программы, как и следовало ожидать, положены ключевые моменты «переподчинения» товарно-денежных потоков административной элите региона. Вот что предлагает запорожский губернатор центру. Далее цитаты из выступления на совещании с участием Президента. Во- первых, «провести в области эксперимент по расчетам за электроэнергию, минуя правила действующего энергорынка». Смысл эксперимента в том, что поставки энергии, «которую вырабатывают Запорожская АЭС, тепловая электростанция, ДнепроГЭС в объеме потребления промышленными предприятиями и населением Запорожской области будут производиться через «Запорожоблэнерго» без участия в оптовом рынке. Все расчеты обслуживаются клиринговым банком, определенным Запорожской обладминистрацией на конкурсной основе. Обладминистрация наделяется правом дифференцирования тарифа для промышленных потребителей». Как следствие, в области растут продажи продукции по конкурентным ценам, ускоряется оборачиваемость средств, увеличиваются доходы бюджетов. И все — под контролем не каких-то там частников, а государства (правда, в лице обладминистрации).

Во-вторых, администрация считает, что «одной из главных составляющих программы является развитие внутренних рынков сбыта товаров, производственной кооперации…, комплекс мер по развитию товарно-денежного кредитования». Короче говоря, Запорожская администрация, сделав первый шаг в направлении контроля над энергетикой, делает второй шаг — к контролю над своими и ее должниками: «Мы внедряем технологии расчетов за энергоносители, с бюджетом, при которых предприятиям с динамичным производственным развитием, таким, как алюминиевый комбинат, «Мотор-сич», «Запорожсталь, «Запорожтрансформатор», атомная электростанция выгодно сотрудничать с субъектами малого и среднего бизнеса».

В-третьих, обладминистрация намерена реализовать комплекс мер в агропромышленном комплексе, в частности, улучшить условия для инвесторов, в том числе зарубежных. Очевидно, гарантировать инвестиции будет лично губернатор. Причем, не голословно. Ведь, едва ли не самой главной составляющей антикризисного прорыва должно будет стать «предоставление Запорожской обладминистрации права управления корпоративными интересами государства, государственным имуществом на предприятиях области». Как выразился глава Запорожской обладминистрации Евгений Карташов, «мы не хотели бы делить списки предприятий между министерствами, агентством по управлению корпоративными правами и регионом. Более полезным было бы сосредоточение прав по управлению в регионе».

Кстати, уже на стадии проектной подготовки против наполеоновских планов вице-премьера Куратченко и его протеже Евгения Карташова первым (и, наверное, не последним) выступило Министерство энергетики. По подсчетам специалистов Минэнерго, в случае реализации предприятиям Запорожской области электроэнергии по тарифу 3,2 копейки за 1 кВт-час, оптовая цена электроэнергии в Украине повысится до 7,9 копейки за 1 кВт-час, что на 8% больше нынешнего оптового тарифа — 7,3 копейки за 1 кВт- час. С 1998 года администрации Запорожской и Николаевской областей инициировали прямые поставки дешевой электроэнергии расположенным на их территориях предприятиям от Запорожской и Южно-Украинской АЭС. Так что, вопрос о том, быть или не быть запорожскому прецеденту, проблема отнюдь не экономическая. Впрочем, это не означает отсутствие экономических стимулов как таковых. ЗАРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

На первый взгляд, единая денежная и налогово-бюджетная системы, а также контроль над жизнеобеспечивающими естественными монополиями надежно оберегают центр от сепаратистских настроений в регионах. Но уже второй и особенно последующие взгляды на линию обороны центральной власти позволяют заметить в ней множество дыр. Например, тот же контроль над естественными монополиями с легкостью переходит к кому угодно, только не к государственным структурам. Даже если поначалу такие структуры и были формально государственными. Теперь же естественные монополии контролировать еще сложнее, потому что, с одной стороны, у государства слишком плохой и нечестный штат управляющих, а с другой — слишком большой штат конкурентов.

Единая денежная система тоже больше похожа на призрак. Дело в том, что деньги обслуживают несопоставимо меньшую часть хозяйственного оборота по сравнению с денежными суррогатами и бартером. Посему функция организатора расчетов уже давно в руках торгово-посреднических образований, которые сегодня может вытеснить скорее местная, а не центральная власть.

Что же касается налогово-бюджетной системы, то она не столько объединяет, сколько разъединяет страну. Точно так же, как все без исключения бюджетные организации, защищаясь от фискального аппетита центральной власти, уводили свои ресурсы во внебюджетные фонды. После закрытия этой лазейки, они станут искать защиты у региональных властей. Ведь уже в прошлом году те чувствовали себя гораздо уверенней центра, так как налогоплательщики охотнее платили именно местным бюджетам.

Можно только удивляться, почему никто, кроме Запорожской обладминистрации, до сих пор всерьез не задумывался о «прибыльности» регионального сепаратизма да не готовился к переподчинению региональных производителей прибавочной собственности. Возможно, это объясняется инертностью местных лидеров, а возможно, это связано с отсутствием прецедента.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать