Для мрачных прогнозов нет оснований
Я очень уважаю коллектив вашей редакции, очень ценю глубину аналитических статей вашей газеты. Но мне приходится вас проинформировать, что после ознакомления со статьей под заголовком «Закат «китайской мечты» у меня осталось неприятное впечатление. Некоторые украинские друзья мне звонили, выражая свое возмущение в связи с такой публикацией. Разумеется, я спокойно отношусь к подобному. Закат и восход принадлежат закономерностям природы: поживем — увидим. Однако стоит ли спешить возвещать о грядущем крахе...
Правда, о закате «китайской мечты» в Украине пока ничего не знают. Я бы сказал, даже во всем мире мало кто предсказывает это. Дай Бог, чтобы это недоразумение возникло не из-за предвзятости, а по причине незнания китайских реалий.
Последние 20 лет в Китае проводится политика реформ и открытости, не надо вновь смотреть сквозь «жесточайшую цензуру». К тому же, Китай сейчас не повторяет «госэкономику», а, если точнее, строит «социалистическую рыночную экономику». Кстати, на недавно закончившейся сессии ВСНП была сделана важная поправка к конституции: поднимается юридический статус частного сектора, как «важной составной части социалистической экономики».
Одна из важнейших заслуг главного архитектора реформ Дэн Сяопина заключается именно в том, что он философски сочетает формально несочетаемые разные вещи. Конечно, перестройка госэкономики — это горький процесс, который сопровождается противоречиями и сложностями. У нас действительно существуют многие убыточные крупные госпредприятия, и именно поэтому наше правительство в прошлом году поставило перед собой задачу ликвидировать эти убытки в течение трех лет. Ведь в 1998 году была реализована одна треть намеченной цели.
Что касается негативных влияний азиатского финансового кризиса на развитие экономической ситуации в Китае, то действительно, они очень тяжелые, даже «критические». А кроме того, китайский народ пострадал еще и от серьезнейшего наводнения, которое не наблюдалось за последние сто лет и которое нанесло непосредственный ущерб экономике Китая в размере $30 млрд. Под натиском этих двух бед Китай не только выстоял, но и достиг 7,8% экономического роста. Розничная цена на товары снизилась на 2,6%, потребительские цены населения снизились в целом на 0,8%. За 1998 год общий объем экспорта и импорта достиг $323,9 млрд. Общая сумма прямых, практически использованных иностранных инвестиций составила $45,5 млрд. Откровенно говоря, среди населения есть определенное недовольство, в частности, в отношении коррупции, случаются и некоторые столкновения. Но, в конце концов, на фоне кризиса уровень жизни китайского народа не только не снижается, но и повышается. И это его устраивает.
Несмотря на мрачные прогнозы многих экспертов о неизбежности девальвации китайского юаня, китайское правительство решительно исключило возможность снижения курса национальной валюты, проводя активную финансовую политику, увеличивая внутренний спрос. Может быть, благодаря тому, что у нас есть валютный резерв в сумме $145 млрд. А это надежная опора. Есть такое суждение, что девальвация китайского юаня выгодна для экспорта товаров. Однако Китай — ответственная держава, и не хотел бы усугубить мировой финансовый кризис, за что международное сообщество справедливо дало высокую оценку финансовой политике Китая. Мне хотелось бы отметить, что в кредитах МВФ, которые предоставляются пострадавшим от финансового кризиса странам, есть и собственная доля Китая.
Действительно, в нынешнем Китае еще существует уйма проблем и трудностей. Площадь пашни занимает лишь 10% всей планеты, а кормить надо 1 млрд. 200 млн. человек, а это же 22% всего человечества. Хотя за последние 20 лет средний ежегодный прирост нашей экономики достиг 9,8%, но все еще существует несколько десятков миллионов жителей, которые живут за чертой бедности. С другой стороны, до реформы у нас было 200 миллионов с лишним бедных. Что ж, факты упрямая вещь.
Мне хотелось бы подчеркнуть только одно: китайский народ на собственной спине почувствовал, что слепо копировать или критиковать «чужую мечту», забывая о специфике своей и чужой, не всегда получалось. А лично я, как посол, искренне желаю добра мудрому украинскому народу, возрождения великой Украины или «восхода украинской мечты».
С высоким уважением
Выпуск газеты №:
№63, (1999)Section
Экономика