Ирина ВАННИКОВА:
«Мифотворчество в СМИ – это жестокие игры»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990305/441-12_0.jpg)
За три года работы в прямом эфире Ирина Ванникова, ведущая программы новостей «Вікна» (СТБ), сумела завоевать симпатии зрительской аудитории. «Ее» зрителю импонирует стильная, острая подача новостей, созвучная напряженному ритму нашей жизни. И, наверное, для кого-то неожиданным будет признание суперсовременной ведущей:
— Мне не страшно оставаться в одиночестве, я люблю тишину, в которой мысли как бы материализуются и заполняют пространство темной комнаты. Я иногда думаю: как мало нужно для счастья — несколько часов молчаливого покоя, равномерное цоканье старых часов и мысль о том, что впереди целая жизнь — сумасшедше-интересно-захватывающая. Человек всегда имеет выбор: скурвиться или стать Личностью. Он сам строит свою Судьбу. Медленно, кирпичик за кирпичиком...
К примеру, сейчас я поняла, что какой-то этап мною пройден и нужно двигаться дальше. Может быть, мне нужен опытный преподаватель, который бы подсказал какие-то новые «фишки»: владение голосом, органичное поведение не только в кадре, но и, скажем, на сцене. Мне начинает казаться, что это не так уж и хорошо — так сильно отличаться на экране от той, какая я в жизни. Я вижу в этом какой-то диссонанс. Надо вывести наружу мою внутреннюю органику, чтобы пропала дисгармония в моем образе в жизни и на экране. Раньше я воспринимала это как игру: в жизни я такая, а в телевизоре — другая. Но теперь мне самой бывает трудно определить, где же я настоящая. И я чувствую, что постепенно прихожу к тому образу, что на экране. Я становлюсь спокойнее, уравновешеннее, и все реже воспринимаю мир как игру или развлечение. Больше всего боюсь остановиться, потому что, кажется, после этого начнется уже деградация.
— Идет поиск чего — с точки зрения профессиональной?
— Я глубину ищу, я в себе копаюсь.
— А как можно искать глубину в информации, которая — ежедневный, стремительный поток?
— В том-то и проблема, что этот поток затягивает тебя. И ты несешься в нем без остановки: новости, новости, новости. И наступает определенный момент, когда понимаешь, что бежишь по замкнутому кругу. Новости — это коварная вещь. В ежедневном потоке информации существует реальная угроза забыть о человеке, том самом, ради которого мы должны работать. Очень легко можно превратиться в циника, для которого трагедия с большим числом жертв означает лишь новость номер один. Очень важно не разучиться сопереживать, в противном случае новостийные материалы теряют свое лицо, автора, превращаясь в сухой набор информации, а мир ты начинаешь воспринимать через сводки информационных агентств. Хочется объемности — и для этого нужно чаще выходить из студии, «идти в народ», делать журналистские сюжеты. Очень хочется учиться дальше — совершенствоваться как журналист. Это мой багаж, мои знания, и чем больше я буду знать и понимать, тем больше буду ценить себя.
— Кстати, об учебе. В этом году ты заканчиваешь Киево-Могилянскую Академию?
— Да, и приступаю к написанию бакалаврской работы. Уже выбрала тему — «Міфотворення в сучасному телебаченні».
— Тебя не смущает, что слово «миф» в нашем восприятии имеет негативную окраску?
— Но ведь это не совсем справедливо. Издревле миф имел позитивную наполненность для человека. Еще с архаических времен человек не мог жить, не создав себе мифа. В Древней Греции, например, были семьи, исчислявшие свою родословную от Зевса, соблазнившего когда-то пра-пра-бабушку. Это была сказка, помогающая существовать и выживать в таком непонятном, огромном мире. Другое дело, что сказки бывают хорошие и плохие. Действительно, миф — очень удобное оружие для манипуляции сознанием, потому что не требует научного обоснования, а только — веры. Поэтому, когда средства массовой информации начинают дружно творить какой-то миф, очень скоро для рядового потребителя информации он становится непреложной данностью. Это очень жестокие игры, способные отшвырнуть общество далеко назад.
— А как человеку, который с экрана может убеждать миллионы зрителей, удержаться от соблазна поиграть в эти игры?
— Я всегда помню, что существует конкретный факт, о котором я говорю и моя личная ответственность за каждое произнесенное с экрана слово.
— Всегда ли ты свободна в отборе информации?
— Слава Богу, я свободна! Ведущий «Вікон» говорит то, что считает нужным, никто не стоит над нами и не раздает указания.
— А как происходит верстка программы?
— Я прихожу в News-roon, там сидит наш шеф-редактор Андрей Квятковский — уникальнейший человек, для которого не существует понятий «отдых», «обед». Подхожу я к нему и спрашиваю: «Чем сегодня народ пугать будем?» Он иногда, правда, отвечает: «Сегодня пугать нечем, будем радовать». Мы садимся и начинаем думать, верстку выстраивать, предварительную, правда. Иногда не знаешь до последней минуты, что именно пойдет в эфир, все решается оперативно, на ходу. Я такие моменты очень люблю — чувствуется, что работаешь в новостях.
— Какие чувства ты испытываешь, когда отрабатываешь последний вечерний эфир?
— Обычно сразу начинаю заниматься самобичеванием: думаю о том, что было плохо, какие проколы случились. А уже потом возвращаюсь к тому, чем жила до эфира. Ведь, как и у всех нормальных людей, у меня, конечно же, есть будни, проблемы, иногда болезни, депрессия, но когда начинается эфир, все это исчезает. Когда я в эфире — чувствую себя так, будто на какое-то мгновение получаю ключи от рая. Прямой эфир — как открытый космос, когда нет замкнутого пространства, давящих стен. Испытываешь грандиозный прилив энергии, забываешь обо всем лишнем и понимаешь, какое это неземное удовольствие — нести людям новости.
Выпуск газеты №:
№41, (1999)Section
Медиа