Тени черной металлургии
В воскресенье более 600 рабочих ОАО «Алчевский металлургический комбинат» собрались на площади у ДК металлургов для проведения акции протеста под девизом «Комбинату — жить».
Причиной послужило распоряжение Кабмина, по которому комбинат не вошел в список стратегически важных для Украины предприятий и перспективных производств, а значит, остается без государственной поддержки.
Акция была организована комитетом профсоюза работников металлургической промышленности, в ней приняли участие городской голова Алчевска Николай Кириченко, народный депутат Украины Сергей Гмыря, которые полностью поддержали требования металлургов.
КОРМУШКА ДЛЯ «СЕДЫХ»
Считается, что Алчевский регион представляет собой наиболее наглядную модель сращивания организованной преступности с экономикой, поскольку здесь сконцентрировано наибольшее количество финансовых и материальных ресурсов. А самым опасным очагом криминогенности в данном регионе признан Алчевский металлургический комбинат. Как ни трудно предприятию в нынешних условиях, тем не менее на фоне общей экономической стагнации производство продолжает работать как на удовлетворение потребностей внутри страны, так и на внешний рынок. Одной из особенностей комбината можно назвать то, что он в основном потребляет отечественное сырье, что в целом положительно влияет на производство, однако имеет и обратную сторону: здесь сталкиваются интересы различных экономических магнатов. А это в определенной степени способствует становлению и активизации деятельности различных преступных группировок.
Производство и торговля металлом — бизнес доходный. В этом отношении перспектива развития АМК во многом определяет и перспективу развития всей Луганской области. Вот почему всегда и особенно сегодня данное промышленное производство находится под пристальным вниманием правоохранительных органов и... криминальных структур.
Первой наиболее крупной группировкой, имеющей обширные связи с преступным миром, владеющей значительным арсеналом оружия и поддерживающей связь с влиятельными криминальными авторитетами соседней Донецкой области, была группировка «Седого». «Присосавшись» к металлургическому комбинату, она жила за его счет. По сведениям управления СБУ в Луганской области, данное формирование закупало на предприятии металл по заниженным ценам, а затем продавало его значительно дороже. На вырученные деньги — а они были немалые — преступники покупали оружие, боеприпасы и все остальное, в чем испытывали нужду.
Очередной генеральный директор Алчевского комбината Николай Скороход, ознакомившись со всеми обстоятельствами, пытался пресечь весьма сомнительное сотрудничество и отвадить «Седого» от предприятия. Но это имело печальный исход для генерального: Скорохода убили поздно вечером очередью из автомата. Совет директоров металлургических предприятий Украины, кстати сказать, за раскрытие данного преступления и поимку киллера обещал 100 тыс. долларов в качестве вознаграждения. Но так и не известно, кто получил эти деньги и получил ли вообще, хотя убийца Скорохода был найден.
В расследование преступления включились все правоохранительные органы, и через сутки после убийства управление СБУ в Луганской области уже обладало информацией о возможных исполнителях убийства. Вскоре стало ясным и другое, главное — кто это сделал.
Убийство Скорохода было совершено в период раздела сфер влияния между группировками. Но «Седой» при этом, можно сказать, скорее проиграл, нежели одержал победу. Через два месяца после убийства генерального директора неожиданно погибает и сам лидер группировки. К комбинату потянулись другие. Попытка криминального авторитета «Шульца», стремящегося установить сферу своего влияния, также закончилась его гибелью. Иные члены бандитских формирований благодаря четким действиям работников управления по борьбе с организованной преступностью УМВД при участии спецподразделения УСБУ по борьбе с бандитизмом были задержаны. Спустя год после гибели Скорохода, день в день, час в час, минута в минуту, был задержан и киллер. Однако точка на этом поставлена не была.
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ — КОНТРАКТЫ
Алчевскому городскому отделу УСБУ в Луганской области, стоящему на страже экономических интересов, а точнее — экономической безопасности комбината, постоянно приходится проявлять интерес к различным коммерческим контрактам-сделкам, заключаемым как с внешним, так и внутренним партнером. Реализация полученной информации либо предотвращала нанесение значительного ущерба государственному предприятию, либо же возмещала его.
Три года назад в поле зрения органов госбезопасности оказался контракт, заключенный между металлургическим комбинатом и немецкой фирмой «Инжербератунг Хайнц Бюхнер и партнер». Как следовало из условий контракта, АМК обязался отгрузить немецкой стороне более 800 тыс. тонн металлопроката, казалось бы, на выгодных условиях. Тем не менее проверка специалистов это не подтвердила. Оказалось, что из-за несогласованности условий по ценам комбинат мог потерять более 80 миллионов гривен. На этом основании контракт был расторгнут, и ущерб, следовательно, предотвращен.
Предотвращен был урон и в сотрудничестве комбината с донецким ООО «Радуга», зарегистрированным, как потом выяснилось, на подставных лиц. Данной фирме АМК был готов отгрузить металлопрокат на сумму 1,192 млн. грн. По другой оперативной информации была предотвращена необоснованная отгрузка с АМК 3521 тонны штрипса на сумму 2 788 632 грн. для концерна «Индустриальный Союз Донбасса». На основе информации того же Алчевского ГО УСБУ в сентябре 1998 года руководство меткомбината исключило из условий контракта счета на сумму 4,56 млн. грн., необоснованно выставленные предприятию Ингулецким ГОКом и корпорацией «ИСА» для повторной оплаты. Ущерб предотвращен.
ИМПЕРИЯ ЗЛА НЕИСТРЕБИМА?
По оценке специалистов, устойчивая тенденция роста экономических преступлений, появившаяся в минувшие годы на основе целого комплекса криминогенных факторов в экономике, сохранится и в дальнейшем. Борьба с теневой экономикой — дело долговечное. И при этом вопрос должен ставиться не об успехах или недостатках тех структур, которые ведут борьбу с экономическими преступлениями, а прежде всего касаться проблем чисто экономического характера в масштабах государства. Отсутствие такого положения четко прослеживается на примере открытого акционерного общества «Алчевский металлургический комбинат». За последние пять лет здесь сменилось четыре генеральных директора, два из которых ушли из жизни в полном расцвете сил, ликвидировано около десятка преступных формирований. Однако алчевская империя зла жива до сих пор.
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ЭКОНОМИКИ
Описанные в статье события — это тот редкий случай, когда экономический беспредел на предприятии попадает в поле зрения правоохранительных органов. Впрочем, и причина, по которой это произошло, прямо скажем, неординарна.
Большинство же подобных «бизнесов» труднодоступны для контролирующих инстанций. Дело в том, что упомянутые выше воровские схемы по ныне действующему закону даже нельзя квалифицировать как преступление. К примеру, если директор акционерного общества (точно такого, как Алчевский комбинат) в содружестве с главным бухгалтером и начальником отдела сбыта создали крохотное, но свое личное предприятие (или такое предприятие создает контролирующая любое АО бандитская группировка), которое покупает у родного АО металл и перепродает его по заниженной цене, то это дело совершенно бесперспективное в судебном плане. Поскольку менеджмент АО действует строго по закону: покупает товар, продает его, а разницу делит (если ее не присвоят те же бандиты). Вполне законный бизнес. Чем управляешь, то и имеешь. При этом нужно помнить, что большинство корпоратизированных предприятий фактически стали частной собственностью их акционеров и управляют ими избранные на общем собрании акционеров директора или президенты. И если они, допустим, воруют, то привлечь их к уголовной ответственности можно только по заявлению и с согласия акционеров. А те, в свою очередь, ни писать соответствующее заявление, ни в суде свидетельствовать не станут. Их можно понять: за каждым таким директором давно стоят многочисленные бандитские группировки. Так что, как ни посмотришь, ни по закону, ни по жизни, у алчевского прецедента подражателей не будет.
Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Выпуск газеты №:
№226, (1998)Section
Подробности