Василий РОГОВОЙ: «У нас пока нет оснований включать печатный станок»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19981006/4190-9_0.jpg)
— Возглавляемое вами министерство должно вооружать правительство прогнозами развития экономики. Какие сценарии развития событий прорабатываются на сегодняшний день? Как выглядят оптимистический и пессимистический прогнозы?
— Могу вам откровенно сказать, что мы действительно прорабатываем несколько сценариев. Но точно так же вынужден сказать, что на ход событий до конца года будет влиять целый ряд обстоятельств, и спрогнозировать его непросто. Сначала я остановлюсь на внешних факторах. Дело в том, что с такими кризисами, как азиатский и особенно российский, мы столкнулись впервые, поэтому и механизмы, инструменты локализации их влияния на нашу экономику тоже отрабатывались и внедрялись оперативно. Эта работа продолжается и далее. У нас есть основания для того, чтобы говорить о контролированности основных экономических процессов и параметров. Не допущен разрушительный обвал на потребительском рынке и в основных секторах и сферах экономики.
В то же время ситуация в России до конца еще не стабилизировалась. Например, прогнозы по темпам инфляции в России до конца года колеблются от 130—140 до 500 процентов. Отсюда, конечно, должна прогнозироваться и покупательная способность российских предприятий, от которой во многом зависят и украинские производители. Также необходимо определить, каким образом будет регулироваться доступ украинского спирта, украинского сахара, украинского зерна на российский рынок. И заказы, в частности, оборонных предприятий, зависящие от стабильности российского бюджета. Это один аспект.
Следующий вопрос — о традиционных рынках и традиционных статьях украинского экспорта — металл, химия, минудобрения. Мировые рынки, их конъюнктура по этим товарам являются нынче не лучшими.
Что касается внутренних факторов, влияющих на прогнозные показатели экономики, то к ним, например, можем отнести уровень девальвации гривни. С одной стороны, девальвация создает для экспортера более благоприятные условия. Кроме того, наши антикризисные меры также направлены на то, чтобы украинский товаропроизводитель минимизировал свои потери. Следовательно, происшедшая девальвация в целом является адекватной реакцией для обеспечения конкурентоспособности наших товаров. Для этого правительством приняты решения о снятии ограничений на бартер во внешнеэкономической деятельности, хотя за последние годы была позитивная динамика к уменьшению доли бартера в этой сфере. Она составляет всего 8%, но ситуация изменилась, и мы вынуждены идти на увеличение бартера, чтобы не остановить реализацию нашей продукции на российском рынке. С этой же целью пересмотрены индикативные цены, упрощена регистрация контрактов.
Учитывая все приведенные мной факторы, формирующие будущую ситуацию на рынке, мы прогнозируем несколько вариантов развития инфляционных процессов. Министерство уточнило основные макроэкономические показатели, которые переданы Министерству финансов для дальнейшей работы над проектом госбюджета на 1999 год.
— Если в России ожидается 130—140% — 500% инфляции, то что же будет в Украине?
— Мы считаем, если сработают все антикризисные меры, в частности, законопроекты, внесенные на рассмотрение Верховной Рады, нам удастся удержать ситуацию и мы рассчитываем на инфляцию до 20%.
— А если не удастся?
— Все зависит от того, в каком формате будут реализованы антикризисные меры. И от этого в известной степени будет зависеть уровень инфляции.
— Скажите, пожалуйста, прорабатываются ли в Минэкономики прогнозы, связанные с денежной эмиссией? Есть ли такое понятие сейчас в работе?
— Вопросы дополнительной эмиссии нами не разрабатываются. Мы считаем, что и реализуемая нами программа находится в тех параметрах, которые мы прогнозировали, и у нас нет пока что оснований включать печатный станок.
— Вы едете в командировку в Вашингтон. Какова цель вашего визита в США?
— Украинская делегация будет участвовать в ежегодном собрании Международного валютного фонда и Мирового банка, где будут рассматриваться, в частности, и существующие в мире на сегодняшний день финансовые проблемы, кризисные проявления. Конечно, у нас есть тоже только стартовавшая своя программа — EFF. Мы будем вести переговоры о ходе ее реализации. Есть много проектов с Мировым банком. Кроме того, будет работать рабочая группа в рамках комиссии Кучма — Гор.
— Везет ли украинская делегация предложения о пересмотре параметров соглашения с МВФ? В частности, будут ли обсуждаться инициативы украинских банкиров о повышении ликвидности банковской системы благодаря увеличению денежной массы в обращении?
— Я думаю, что банковская система всегда настроена на увеличение ресурсов. И это естественно для банков. Мы будем обсуждать, как реализуется программа EFF, и все, что касается ее успешного продолжения.
— Трудно понять, на чем основывается оптимизм правительственных специалистов: бюджет не выполняется, доходов нет, Президент обещает проиндексировать зарплаты и пенсии. Откуда на все возьмутся деньги? Как можно в этих обстоятельствах не печатать деньги?
— Когда будет официальное сообщение об уровне инфляции, т. е. до 10 октября, тогда будет принято решение об индексации. Наши расчеты показывают, что суммы будут небольшими. Как вы знаете, инфляцию мы считаем по потребительской корзине, и предварительная ее оценка свидетельствует об умеренном уровне.
— В прошлом Минэкономики готовило макроэкономические прогнозы, на основании которых потом составлялись нереальные бюджеты. Как вы относитесь к этой проблеме?
— Макропоказатели, прогнозированные на 1998 год, с незначительными отклонениями были подтверждены статистической отчетностью за 8 месяцев, что свидетельствует об их реалистичности. Но одна из главных проблем в экономике — выйти из долгов. Т. е. расходовать столько, сколько зарабатываем. Тогда не будет проблемы ОВГЗ и их высокой доходности, и многих других неурядиц. Мы считаем, что показатель дефицита бюджета должен направляться к минимально возможным величинам. Это сейчас вопрос номер один. Но чтобы прийти к этому, необходимо ограничить государственные расходы по очень многим направлениям. С другой стороны, чтобы доходы были реальными, чтобы предприятия могли выплачивать налоги, они должны эффективно работать. С этой целью Президентом Украины подписан пакет указов, направленных, в частности, на уменьшение налогового давления, существенно снижено начисление на фонд оплаты труда, упрощено налогообложение малого бизнеса. В планах — передача социальной сферы предприятий на балансы местных органов власти. Оздоровлению экономической ситуации очень посодействовало бы разрешение вопроса о залоге земли, о приватизации объектов вместе с земельными участками и тому подобное. Для смягчения платежного кризиса прорабатываются вопросы сокращения срока исковой давности, стимулирование сокращения бартерных операций во внутренних хозяйственных связях, упрощение процедуры банкротства, чтобы ускорить передачу неэффективных производств новому владельцу.
Выпуск газеты №:
№190, (1998)Section
Экономика