Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Боевые слоны не сдаются

Политический портрет канцлера ФРГ доктора Гельмута Коля
19 сентября, 00:00

Боевым слоном Коль назвал себя сам. Немалый рост и роскошный живот Коля дают повод поиздеваться для карикатуристов и политических противников — но он сам относится к этому с юмором.

В Германии Коля называют канцлером объединения — и это одна из наибольших его заслуг. Никто из политиков так не верил в объединение Германий, как Коль, никто не сделал для этого больше.

Те же, кто сегодня нападает на Коля, тогда, когда решалось, быть ли Германии объединенной, — отделывались ничего не значащими словами, именно они были против введения единой валюты, именно они говорили, что немцы, которые захотят позже переехать в ФРГ, должны будут становиться в очередь. Мало кто верил, что для того, чтобы попасть в ФРГ, не нужно лезть через границы, нарываться на мины и подделывать паспорта — Коль выбрал тогда наиболее невероятный, наиболее радикальный, но, как оказалось, наиболее эффективный путь объединить немцев. И привел немцев к победе.

Сегодняшняя оппозиция упрекает Коля: он живет прошлыми заслугами. А мы, говорят социал-демократы, партия будущего. Болтать о будущем может каждый. Поставить себе высокую цель и достичь ее — это настоящее кредо политика. Жизнь выставляет Колю пока еще неплохие оценки.

Гельмут Коль прошел типичную карьеру партийного функционера — и, может, потому всегда находил общий язык с партийным функционером Горбачевым и партийным функционером Ельциным. Он родился в 1930 году в Людвигсхафене. Изучал историю, право и государственное строительство. Работал референтом объединения химических предприятий. С 1959 по 1976 год был депутатом ландтага земли Рейнланд-Пфальц, с 1966 по 1974 — председателем ХДС этой земли. В 1969 году Коль стал премьер-министром Рейнланд-Пфальца (и одновременно заместителем председателя ХДС в Германии), к 1976 году провел там административную и земельную реформы. В партии возглавлял комиссию по выработке программы. С июня 1973 года — председательствовал в ХДС, который тогда находился в оппозиции. Дважды проигрывал выборы: в 1976 году лично, когда он был номинирован кандидатом в канцлеры, и в 1980 году — когда блок ХДС/ХСС выдвинул своим кандидатом известного баварского политика Франца Йозефа Штрауса. Помог Колю стать канцлером политический кризис в лагере противников, вызванный тем, что один из ближайших помощников социал-демократического канцлера Шмидта оказался восточнонемецким шпионом.

С того времени Коль и его партия побеждали на всех парламентских выборах. Хорошо или плохо, но шестнадцать лет он — при власти, шестнадцать лет убеждает избирателей отдавать голоса именно ему.

Вести такое судно, как Германия, трудно: высокие доходы граждан, высокий жизненный уровень не позволяют прибегать к экономическим экспериментам — каждая ошибка может стоить партии доверия избирателей. Но все же Коль реформирует экономику, а с нею и политическую жизнь. Именно в этот период ослабился контроль государства за экономикой (не уменьшая при этом доходы от налогов в государственную казну), и большие предприятия, ранее принадлежавшие государству, приватизировались. Последняя большая приватизация — государственной телефонной компании «Телеком», уничтожение ее монополии на рынке коммуникаций — привела к регулярному падению цен на телефонные разговоры.

Одна из идей Коля — это объединение в Германии всех немцев, где бы они ни жили, перекликающаяся с идеями объединения евреев в Израиле. Огромные средства были брошены, чтобы финансово помочь переселенцам из Чехословакии, Румынии, Венгрии, но в первую очередь из развалившегося бывшего Советского Союза, и в частности из Украины — такая политика не вызвала и не вызывает восторга в Германии. Многие переселенцы-немцы плохо знают свой «родной» язык.

Огромный наплыв иностранцев, которые иностранцами теоретически не являются, вызвал бум правых партий. «Немецкий народный союз» на этой волне уже завоевал места в парламенте земли Саксония-Ангальт, неплохие шансы у откровенно неонацистских партий и на выборах в бундестаг 27 сентября. Но канцлер крепко держится за свою идею возвращения немцев в родной дом.

Очевидно, идея объединения и перспективные выгоды от такой политики ему значительно важнее, чем сегодняшние финансовые потери.

Боннский мечтатель... Именно он стал одним из тех, кому пришло в голову объединить Европу фактически, введя общую для всех стран валюту. Против введения «евро» выступают правые партии, многие бизнесмены и ведущие финансовые эксперты ибо открытие валютных коридоров, менеджмент стойкой валюты на таком большом и неоднородном пространстве не обязательно будет сопровождаться стабильностью немецкой марки.

Но нужно было видеть, как горели глаза у Коля, когда он с упоением рассказывал: недалек тот час, когда немцы будут покупать французские булочки за... «евро»! Или за марки булочки были хуже?

А расширение ЕС на восток — зачем это Колю? С этим пока одни проблемы. ЕС просто на десятилетие обрекает себя на огромные трансфертные платежи в эти страны.

Многие страны—члены ЕС упрямо защищались от этого расширения, а канцлер Коль с упрямством танка (или слона) пробивал свое мнение. Ему говорили и говорят его однопартийцы: нужно остановиться, Германия и так платит в ЕС больше всех, в стране большая безработица. Может, нужно сначала свои проблемы решить, чтобы не лить воду на мельницу неонацистам, вопящим: «Немецкие деньги в первую очередь для немцев!»

Но Коль не остановился, нашел поддержку, победил. Смысл этой победы один — видение объединенной Европы, которую не потрясают войны и взаимное недоверие, в которой деньги тратят не на новейшие системы вооружение, а на благосостояние.

Но для Коля сегодня — трудные времена. Через несколько дней — выборы, и, может случиться, победит не он, не его партия. Уже несколько месяцев в опросах общественного мнения кандидат от социал-демократов Герхард Шредер и его партия стоят впереди. Разрыв то увеличивается, то уменьшается, но остается. Даже победа родственной ХДС — баварской ХСС — на земельных выборах не сломала стойкой тенденции.

С христианско-демократического корабля начали бежать крысы. И самые первые — их либеральные партнеры по коалиции — Свободная демократическая партия (СДП). Ее генеральный секретарь Вестервелле написал в своей книге, что эра Коля закончилась. Коль проглотил пилюлю. Председатель СДП Герхардт через раз намекает, что социал-демократы — тоже неплохие политики. Даже в рядах самой ХДС слышатся голоса о том, что Коль должен отступиться от канцлерства в пользу председателя партийной фракции в бундестаге Вольфганга Шойбле.

Мол — хватит. Мол — наруководился и довольно. Но канцлер все еще стоит, и на всех предвыборных собраниях заявляет: мы победим — решает избиратель, мы увидим, кто будет смеяться последним.

Я думаю, что он уже победил, даже если и придется уйти в оппозицию: в истории было не так уж много политиков, которым бы удалось без блицкригов перекроить континент.

Лейпциг

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать