Реструктуризация долга как бомба под финансовую систему
— Как понимать позицию Кабмина и Минфина, которые отказались выполнять обязательства по внутреннему долгу? Чем она вызвана и к чему это приведет?
— Согласие банков, обслуживающих государственный бюджет, реструктуризировать государственную задолженность, естественно, поскольку точно так же они могут реструктуризировать свою задолженность перед государством, если у них будут какие-то проблемы с ликвидностью, поскольку они являются банками, обслуживающими государственный бюджет, держателями государственных денег. Что касается банков, не обслуживающих бюджет, то такой подход, неприемлем, поскольку у них бюджетных средств на счетах нет и в случае возникновения проблем с ликвидностью реструктуризировать нечего.
Теперь что касается самого факта, так сказать, насильственной реструктуризации. С момента, когда принято решение о насильственной реструктуризации, ни о какой добровольной реструктуризации уже речи быть не может, потому что этим постановлением просто дестабилизирована ситуация на финансовом рынке. Совершенно однозначно Министерство финансов отказывается исполнять свои финансовые обязательства перед банками, которые приобрели у него облигации. К тому же, постановление противоречит Конституции Украины и, следовательно, не влечет за собой никаких юридических прав и обязанностей. То есть Минфин должен платить банкам проценты по облигациям, а то, что он этого не делает, не избавляет его от штрафных санкций, пени и в целом всего того, что предусмотрено в Гражданском кодексе.
Таким образом, данное постановление закладывает «бомбу замедленного действия» под финансовую систему Украины по той простой причине, что финансовые санкции и другие неблагоприятные последствия для украинской экономики и финансовой системы будут нарастать. К тому же, если следовать логике этого постановления, то можно дальше представить себе и другие подобные реструктуризации в других сферах бизнеса. Например, можно таким образом оценить результаты любого приватизационного аукциона, сказать, например, инвесторам: «Вы сейчас заплатили десятки миллионов долларов за такой-то завод, а вступите в права не немедленно после уплаты денег, а в 2001 году, потому что это в интересах государства. А за то, что вы подождете, мы уплатим вам 1% за год в качестве компенсации за моральный ущерб».
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что премьер поручил Минфину и Нацбанку подготовить «разъяснения», предполагающие замену принудительного обмена ОВГЗ на добровольный. Но, похоже, это еще не конец конверсионной истории.
Выпуск газеты №:
№177, (1998)Section
Экономика