На воздушном шаре вокруг земного
Современные воздухоплаватели, к счастью, почти все миллионеры: им не нужны кровожадные спонсоры. Из всех предшественников им, пожалуй, ближе всех по духу утка, овца и петушок, которые в 1783 году отправились из Версаля в небеса, чтобы на личном примере продемонстрировать людям жизнестойкость животных. Утка и овца отлично справились с восьмикилометровым перелетом, но петушок едва выжил. Лишь потом ученые мужи пришли к выводу, что на здоровье петушка пагубно сказались не перепады атмосферного давления, а копыта овцы.
Сообщения агентств о полетах современных воздухоплавателей, вопреки всем репортерско-информационным предписаниям, похожи на стихи: «беспосадочный», «кругосветный». Какая все же окрыляющая лексика! Не знаю, может быть через век-другой слово «компьютер» тоже кого-то окрылит. Но это будут совсем другие крылья. Воздушный шар, когда-то казавшийся добропорядочной публике воплощением прогресса, с колокольни предпоследнего года ХХ века кажется чуть ли не явлением природы вроде птиц или облаков. Есть у воздушного шара еще одно свойство, роднящее его со стихией: им очень трудно управлять. Летать на шаре несравнимо трудней и сложней, чем вести машину или управлять самолетом. Вот в чем смысл прогресса: упрощать, облегчать. И вот чему противятся современные воздухоплаватели и их болельщики.
В августе 1998 года в течение десяти дней длился полет бесстрашного миллионера Стива Фоссетта. Все ли учел Фоссетт? Знал ли он, что индийский ветер ЛУ, встречи с которым он не миновал, вызывает у чужаков летаргический сон и туманит память? Что некоторые австралийские ветра вызывают бессонницу или кошмарные галлюцинации? Боюсь, не знал и потому вместе с воздушным шаром упал в Коралловое море, преодолев лишь две трети маршрута. Путешествие Фоссетта завершилось. Беспосадочный кругосветный полет продолжается.
Выпуск газеты №:
№162, (1998)Section
Культура