Перейти к основному содержанию

«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». А также зрители

21 августа, 00:00

Такая роль театра в жизни общества была, по-видимому, связана с тем, что в советские времена сцена политическая мало привлекала людей. Ведь важные события происходили тогда не на сцене, а вне ее или за кулисами. На открытых же подмостках было мало интересного. Пьесы ставили без событий, без «интриги и диалектики», а все роли играли нудные, старые, часто неприятные и заикающиеся актеры. Только случайно там можно было увидеть то, что англичане называют «бульдогами под ковром», — непонятные колыхания, глухой рык, а затем из-под ковра выбрасывали мертвого бульдога. Для непосвященных, то есть для большинства, эти представления были неинтересными.

И вот легкое движение руки Главного режиссера — и старый общественный театр рассыпался. Мощный прожектор в одно мгновение превратил все тайное в явное для всех, осветил самые темные углы гигантской сцены. Фантасмагория сегодняшних политических событий превосходит любые театральные сюжеты, а на сцене жизни появились актеры всевозможных амплуа, известных со времен античного театра. Здесь есть распутные Боги, ходульные герои, злодеи (в основном неблагородные), одноглазые пираты, бессильные резонеры, а больше всего здесь мистеров «Х» и оборотней. Не забыть бы еще античный хор, который комментирует события и сопровождает их воплями. Этот хор составляем мы с вами, уважаемый читатель.

За последние десять лет на сцене жизни было сыграно немало незабываемых спектаклей, гениальных эпизодов и откровенно грубых фарсов. Вспомним хотя бы такие драматические шедевры, как сцены устранения от власти Михаила Горбачева Борисом Ельциным, которые ЦТ транслировало на весь Союз. Или перелицованную «Илиаду» Гомера — Троянскую войну по поводу принятия Конституции Украины, где среди действующих лиц был, как подобает, и троянский конь. О недавнем парламентском сериале с перетягиванием каната излишне и напоминать — его еще долго будут помнить почитатели водевилей. Что касается русской сцены, то там все еще царствует Владимир Жириновский; подозреваю, что речи для него пишет не кто иной, как Михаил Жванецкий. Во всяком случае политик Жириновский значительно потеснил несравненного Жванецкого в глазах публики. Первый же актер наших восточных соседей приобрел, впервые в истории русского театра, мировую славу. Несколько его этюдов годами не сходят с западных телеэкранов. Так, постоянной заставкой раздела «Без комментариев» программы Euronews служит сцена, где господа Ельцин и Зюганов задорно танцуют цыганочку. Последним шедевром был музыкальный этюд в азиатском стиле под названием «Японский барабан».

И так вышло, что театр профессиональный не выдержал конкуренции с театром жизни и заметно пришел в упадок. Ибо не смог стать даже бледной тенью того драматического бытия, водоворот которого бурлит за его стенами. Какие спектакли дают сегодня на наших сценах? Чаще всего водевили и адаптированную (якобы к требованиям современного зрителя) классику. В лучшем случае — это смелые, но абстрактные, далекие от жизни во плоти и крови эксперименты. До сих пор не нашлось желающих (или способных?) перенести хотя бы частичку несравненного балагана нашей реальности с его коллизиями, героями, масками и парадоксами на профессиональную сцену. Поэтому театр отодвинут на задний план общественной сцены, завален старыми, облезлыми декорациями. А жрецы Мельпомены потеряли для нас всю свою магическую ауру, свое милое сердцу театрала шаманство. А жаль, очень жаль.

Такая роль театра в жизни общества была, по-видимому, связана с тем, что в советские времена сцена политическая мало привлекала людей. Ведь важные события происходили тогда не на сцене, а вне ее или за кулисами. На открытых же подмостках было мало интересного. Пьесы ставили без событий, без «интриги и диалектики», а все роли играли нудные, старые, часто неприятные и заикающиеся актеры. Только случайно там можно было увидеть то, что англичане называют «бульдогами под ковром», — непонятные колыхания, глухой рык, а затем из-под ковра выбрасывали мертвого бульдога. Для непосвященных, то есть для большинства, эти представления были неинтересными.

И вот легкое движение руки Главного режиссера — и старый общественный театр рассыпался. Мощный прожектор в одно мгновение превратил все тайное в явное для всех, осветил самые темные углы гигантской сцены. Фантасмагория сегодняшних политических событий превосходит любые театральные сюжеты, а на сцене жизни появились актеры всевозможных амплуа, известных со времен античного театра. Здесь есть распутные Боги, ходульные герои, злодеи (в основном неблагородные), одноглазые пираты, бессильные резонеры, а больше всего здесь мистеров «Х» и оборотней. Не забыть бы еще античный хор, который комментирует события и сопровождает их воплями. Этот хор составляем мы с вами, уважаемый читатель.

За последние десять лет на сцене жизни было сыграно немало незабываемых спектаклей, гениальных эпизодов и откровенно грубых фарсов. Вспомним хотя бы такие драматические шедевры, как сцены устранения от власти Михаила Горбачева Борисом Ельциным, которые ЦТ транслировало на весь Союз. Или перелицованную «Илиаду» Гомера — Троянскую войну по поводу принятия Конституции Украины, где среди действующих лиц был, как подобает, и троянский конь. О недавнем парламентском сериале с перетягиванием каната излишне и напоминать — его еще долго будут помнить почитатели водевилей. Что касается русской сцены, то там все еще царствует Владимир Жириновский; подозреваю, что речи для него пишет не кто иной, как Михаил Жванецкий. Во всяком случае политик Жириновский значительно потеснил несравненного Жванецкого в глазах публики. Первый же актер наших восточных соседей приобрел, впервые в истории русского театра, мировую славу. Несколько его этюдов годами не сходят с западных телеэкранов. Так, постоянной заставкой раздела «Без комментариев» программы Euronews служит сцена, где господа Ельцин и Зюганов задорно танцуют цыганочку. Последним шедевром был музыкальный этюд в азиатском стиле под названием «Японский барабан».

И так вышло, что театр профессиональный не выдержал конкуренции с театром жизни и заметно пришел в упадок. Ибо не смог стать даже бледной тенью того драматического бытия, водоворот которого бурлит за его стенами. Какие спектакли дают сегодня на наших сценах? Чаще всего водевили и адаптированную (якобы к требованиям современного зрителя) классику. В лучшем случае — это смелые, но абстрактные, далекие от жизни во плоти и крови эксперименты. До сих пор не нашлось желающих (или способных?) перенести хотя бы частичку несравненного балагана нашей реальности с его коллизиями, героями, масками и парадоксами на профессиональную сцену. Поэтому театр отодвинут на задний план общественной сцены, завален старыми, облезлыми декорациями. А жрецы Мельпомены потеряли для нас всю свою магическую ауру, свое милое сердцу театрала шаманство. А жаль, очень жаль.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать