Минимализм как излишество туристического сезона
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980807/4149-11_0.jpg)
В сетках каналов участилась экспресс-реклама туристических маршрутов, а программы «Города и столицы мира» («Гравис»), «Визит» (ICTV), «Телеэкспресс» (НАРТ), ТВ-Дайджест «Путешествия и развлечения» (ЮТаР) вкрадчиво, но активно пропагандируют самые фешенебельные туры. Конечно — ко всевозможным теплым морям, и, естественно — с экскурсионными маршрутами различного исторически-познавательного уровня. Приятное культурно-насыщенное времяпрепровождение, и — как можно подальше от «берегов отчизны» нашей. Ни одна из вышеназванных программ (и это как бы само собой разумеется) не рекламирует какой-нибудь малюсенький, изящненький, но украинский маршрут.
На фоне столь активного ознакомления наших граждан с возможностями путешествий в самые экзотические уголки мира картинки нашей «внутренней» жизни кажутся не то чтобы блеклыми, но специфически покрытыми пылью. И дело не только в сюжетах новостей, постоянно возвращающихся к раскаленным под южным солнцем вагонеткам, на которых пристроились чумазые горняки. И уж совсем не в тенденции, демонстрируя представительных банкиров, перемежать их вальяжные портреты фрагментами фасада здания на Институтской. Унылая летняя повседневность страны настолько банальна в пейзажах, портретах и маршрутах, что воспринимается как единственно возможная для этих широт и уж никак не по-туристически привлекательная.
Но вот, к примеру, программы о художественной жизни. Мнится, тут мы обязательно перенесемся (без особых затрат!) в Эльдорадо впечатлений, откроем для себя «миры иные», вдоволь попутешествуем, пройдясь по выставкам (что еще вспомнить из рекламных зазывалок?). «Арт-афиша» (ЮТаР) стойко пережила все новшества последних времен, но, увы, и дайджест самых интересных событий года не может скрыть жестокую правду: кроме как на открытия (с фуршетами и каталогами), не путешествует наша публика на выставки. Не желает «насыщаться» лицезрением ни украинского авангарда, ни грандиозной привозной итальянской экспозицией в Национальном музее. Даже освещение беспрецедентного проекта «Украинское искусство ХХ века», при всем почтении к устроителям, демонстрирует отсутствие толп желающих приобщиться. Причин этого явления пока никто не устанавливал. Скажем только, что мало, ничтожно мало пропагандируется отечественное искусство на нашем TV. В новостях принято отводить две-три минуты на репортажи об открытиях выставок. Французская серия «Палитра» (Гравис) дотошно анализирует знаменитые полотна мира, среди которых ну очень редко встречаются наши шедевры. Как тут не позавидовать северо-восточному соседу, умеющему привлекать внимание к своим ценностям?! На ОРТ есть «Возвращение Третьяковки. История одного шедевра», на НТВ — «Русский век», на РТР — «Осторожно, модерн!». Существуют своего рода «фирменные знаки» присутствия художественного пространства и времени на телеэкране. У нас же зритель, даже очень немногочисленный, тот, который не может и не хочет развлекаться непосредственно у фресок Помпеи или в километровых залах Эскуриала — позабыт-позаброшен.
Пусть многие, слишком многие из потенциальных зрителей таких путешествий торгуют день-деньской на необъятных просторах палаточных базаров — сюжет в «Вестях недели» (ICTV) «засветил» жуткую до смеха проблему интеллигенции, оказавшейся «по ту сторону прилавка». Но ведь еще есть и те, кто оказывается и в «Голливуде», на вечеринке, посвященной памяти Версачи, чья изысканная и достаточно стильная телеверсия демонстрировалась на «Молодежном канале» (УТ-2). Им-то никак не чуждо, да и вполне по средствам — посмотреть кое-что из наших «жемчужин» частных коллекций и собраний, послушать толковый рассказ «о стилях и направлениях». Но увы! — не на телеэкране, откуда они смогли бы почерпнуть информацию о маршрутах выходного, да и отпускного дня по просторам, не столь отдаленным.
В последнем выпуске «Телемании» (Студия «1+1») сочетание сюжетов о достоинствах яхт, историях игорных домов и привычках их завсегдатаев в княжестве Монако — с домом престарелых в родном селе юмориста Остапа Вишни создало несколько странный эффект. Эффект неудержимой жалости ко всем героям. К первым — не знающим, куда и на чем еще податься в поисках наиболее комфортного времяпрепровождения. И ко вторым — прикованным к столам и постелям сельским бабусям, которые доживают и скрашивают — насколько это возможно в наших условиях! — последние дни жизни. Да, собственно, и к телезрителям, находящимся меж двух крайностей, в ежеминутном выборе: рвануть ли в подражание «нормальным» людям, путешествующим себе на здоровье (а к выгоде — государству), или же стать минималистами, ограничив и себя, и государство во всякого рода туристических излишествах.
Выпуск газеты №:
№149, (1998)Section
Медиа