Перейти к основному содержанию

Следуя идеям Песталоцци и Фребеля

О новациях немецких педагогов впервые заговорила София Русова — ровно 100 лет тому назад
07 октября, 20:43
КАК РАССКАЗАЛА РАБОТНИК ДОМА ГОСПОЖА БУРДОРФ-ШУЛЬЦ (СЛЕВА) ЕЛЕНЕ ПРОСКУРЕ (СПРАВА), ГЛАВНОЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ — РАЗВИВАТЬ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФОТО АВТОРА

Уже два десятилетия возвращаются в Украину работы выдающегося педагога, историка, деятеля образования, организатора дошкольных учреждений, школ, просветительских заведений, женского движения — Софии Русовой. Она решала в сфере образования несколько заданий — создание системы национального образования и привлечение достижений мирового опыта и мировой науки к построению концепции украинского детского сада, школы, подготовки учителей. Одна из таких работ, юбилей которой отмечается в этом году, — статья в журнале «Світлиця» о Песталоцци-Фребелевском доме в Берлине, который она посетила в 1909 году. Эта институция начала работать как народный детский сад, который был основан в Берлине еще в 1867 году под руководством особого комитета, в состав которого входили профессора Вирхов и Мишле. Впоследствии во главе этого учреждения стала Генриетта Шрадер, которая привлекла в комитет новых членов, среди них и преемников — принца и принцессу, которые и приняли участие в большом празднике — праздновании 100-летнего юбилея Фребеля. К структуре учреждения добавились начальные и средние классы, а также школа рукоделия. Первой ученицей стала дочка кронпринца, а когда он стал королем, то больше всего поддерживал это заведение, которое увеличивалось, приобретало опыт и признание в обществе и понемногу начало обращать на себя внимание деятелей других стран.

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Весной 2009 года на одной из улиц Берлина, уже теперь не на околице, а в центре города, я оказалась перед аккуратным металлическим забором, за которым стояли старинные дома со скульптурами малых форм, изображающими фигурки детей, а на одном из домов надпись: «Pestalozzi — Frebel Haus». Осмелилась сюда войти, в частности, в секретариат. Здесь договорились принести копию статьи С. Русовой, а нам предложили оставить номер телефона для связи и ожидать сообщения о встрече.

Первая встреча состоялась в Историко-архивном отделе, к которому принадлежит и библиотека. Руководитель отдела госпожа Сабина Зандер рассказала о работе отдела, а также о выдающемся общественном деятеле и педагоге, основательнице заведения Генриетте Шрадер-Брайман (1827—1899 гг.), о заданиях гуманистического общественного воспитания, которые по идеям Песталоцци и Фребеля осуществляло основанное ею учреждение. Сначала в ее структуру входили: народный детский садик, трехлетние курсы подготовки воспитателей, школа рукоделия, хозяйственный труд и приготовление еды, впоследствии была открыта и начальная школа. Учреждение имело связи с другими детскими заведениями Берлина. Все направления работы глубоко анализировались. В 1898 году Дом Песталоцци-Фребеля был представлен на Всемирном конгрессе работников детских садов, который состоялся в Чикаго.

Следующим руководителем заведения стала госпожа Алиса Саломон (с 1899 г.). При ее содействии возросло внимание к социальным аспектам деятельности, а в обучении взрослых появилась новая специальность — подготовка социальных работников. Теперь же основные задания учреждения, по словам госпожи Зандер, — связь теории и практики в работе с детьми различных возрастных групп, содействие развитию индивидуальных способностей у детей, изучение социальных потребностей родителей и поиск возможностей для их учета. Здесь работают опытные и молодые специалисты по проблемам воспитания, обучения, социально-педагогической помощи, психологи, терапевты, историки, определенными вопросами занимаются и политики, консультанты по проблемам работы с родителями. Среди работников есть доктора наук, профессора университетов, например, профессор школьной педагогики и общей дидактики доктор Гельмут Гайланд, профессор Берлинского Свободного университета психоаналитик доктор Горст Петри.

Будущие воспитатели, учителя, социальные педагоги проходят курс теоретического обучения и практики именно в Песталоцци-Фребелевском доме. Важным является направление работы по вопросам интеграции в современном обществе как среди детей, так и среди взрослых. Эта работа ведется в двух аспектах: научно-исследовательском и практичном. Коллектив работает и над проблемами экологии в значении образования и воспитания. Учреждение имеет свое издательство.

Сегодня в состав Дома Песталоцци-Фребеля входят: профессиональная школа по подготовке социальных педагогов, высшая профессиональная школа по подготовке воспитателей и специалистов по различным направлениям социальной работы, детские садики, центр для семей, детский цирк, группы для родителей и детей. В каждом структурном звене робота ведется в тесном взаимодействии с родителями. Именно родители, по концепции учреждения, знают и должны определять, что именно необходимо для их ребенка. Они же присутствуют в учреждении столько времени, сколько планируют сами. Возраст детей не ограничен, с первых дней после рождения и до подросткового периода. Здесь они получат профессиональную помощь в решении тех проблем, которые у них возникли. Помощь предоставляют педагоги-консультанты. Родители имеют возможность общаться между собой, заниматься определенными видами ручного труда, рукоделия, рисования, музицирования и тому подобное.

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

С 1997 года Дом Песталоцци-Фребеля начал сотрудничество с новым международным проектом. По инициативе Великобритании и по предложенной ею программе относительно проблемы «Перспективы в образовании» работает международный проект исследований «Early excellence», касающийся разрешения заданий интеграции в образовании и в воспитании через работу родителей, семей при помощи использования определенных международных стандартов. По проекту работает международная группа исследователей и практиков, которая объединяет Австралию, Германию, Грецию, Великобританию и Португалию. Германию в проекте представляет именно Дом Песталоцци-Фребеля как компетентный и опытный партнер. В состав руководителей группы входят ведущие ученые — педагоги и психологи из названных стран.

Программа охватывает систему заданий, в центре которых — ребенок, а для ребенка определяющими персонами являются родители. Отсюда цель — помогать ребенку — для воспитательного учреждения значит помогать родителям работать с ребенком. Родители, как правило, в мире тоже не существуют совсем отдельно, они живут в семье. Следовательно, помогать необходимо не только матери и отцу, а всей семье. Семья, в свою очередь, принадлежит к определенному сообществу — профессиональному, религиозному, культурному, партийному и тому подобное, это сообщество вплетено в целостное общество — в политике, в события в мире, в историческое время, в характер культуры. Именно на основе таких связей и формируются конкретные задания и смысл интеграции. Исходя из такой позиции, педагогика не может решать свои задачи самостоятельно, она должна быть тесно связана с социальной работой, с обществом.

Концепция программы и заключается в том, чтобы видеть ребенка в том целостном мире, в котором он живет — это является важным, центральным заданием программы. Кроме того, важно также видеть ребенка и семью с их сильными сторонами и перспективами, которые можно развивать. Таким образом, главными категориями программы являются целостность и ресурсы семьи, ее возможности. Такой подход уже дает определенные подсказки для практики: какие предложения будут адекватными для определенной семьи, и сопровождали бы жизнь и воспитание ребенка от его рождения и до школы. В беседе работница дома госпожа Бурдорф-Шульц, которая имеет опыт международного сотрудничества, привела для иллюстрации африканскую мудрость: ребенку для того, чтобы он вырос, нужно целое село. Дети и семьи, которые живут в городе, чувствуют себя довольно часто одиноко. Отсюда и появляется потребность создавать соответствующие социальные сети. В Германии, как отметила педагог, в этом смысле много потеряно. Семьи распадаются, связь поколений теряется, ребенок часто воспитывается один, родители нередко имеют опасения, способен ли их ребенок отвечать той системе возможностей и требований, которые ставит перед ним жизнь.

Задание педагога — показать родителям сильные стороны их малыша, научить наблюдать и видеть, используя для этого соответствующие приемы и методы. Педагог у нас — это не тот, кто учит, а тот, кто сопровождает (направляет). Родители наблюдают за его работой с первых шагов ребенка в группе и вплоть до поступления в школу. Педагог готовит небольшие книжечки по различным вопросам отдельно для каждой семьи, где много иллюстративного материала именно об их ребенке, а текст небольшой и понятный. Ребенок в наших условиях растет уверенным, часто радуется. Акцент делается всегда на позитивных моментах, без драматизации, в том случае, когда ребенку что-то не удается. «По нашему предположению, — говорит госпожа Бурдорф-Шульц, — если ребенок так уверенно переходит из одной возрастной группы в другую, с раннего детства к детскому саду, то и последующие переходы к школе пройдут для него хорошо. Эта система не является абсолютно новой, в нее вплетено все то, что оправдало себя в опыте воспитания и в истории развития научной педагогической мысли».

То, что удалось нам подметить в концепции и задачах деятельности этого учреждения, можно рассматривать как определенный аналог Болонского процесса в начальном звене образования. Определенную схожесть целей, заданий и общей направленности можно отметить и в программе «Early excellence», в основе которой лежит сопровождение ребенка, помощь ему в интеграции в сообщество, общество, в котором он растет. Это сопровождение должно отвечать возможностям, потребностям и заданиям развития на каждой ступеньке возраста. Для этого принципиально важной является научная философская, психологическая, педагогическая, социологическая ориентация в разработке такого сопровождения. Разумеется, содержание программы такой помощи в интеграции прорабатывается, исходя из потребностей и возможностей определенного возраста. Ребенку необходимо обеспечить с самого начала позитивный опыт вхождения в общество. Эта функция с первых моментов жизни ребенка возлагается на родителей, на семейный круг. Однако родители не должны оставаться беспомощными, неподготовленными. Общество через систему соответствующих учреждений и профессионалов предоставляет родителям адекватную, качественную помощь, включаясь через работу воспитателей, психологов, социальных педагогов во взаимодействие, сотрудничество с семьями.

Таким образом, дом Песталоцци-Фребеля, с которым украинских педагогов в начале XX века познакомила София Русова, уже 135 лет продолжает выполнять постоянно актуальные и важные социальные задания по проблемам образования и воспитания, является мощной основой научных поисков и сокровищницей достижений практического опыта.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать