От каторжан — до... арийцев
Почему в одном волынском селе жители блондины и голубоглазые, а их соседи — брюнеты и едят... ежей![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960914/4163-6-1.jpg)
Коренные жители Голядина все как один высокие, блондины и со светлыми глазами, а жители соседних Столинских Смоляров — брюнеты, как кавказцы, еще и едят... ежей. В Смолярах-Свитязьских мужчины, чтобы выпить, прячутся по кустам, а жители Грабового никак не могут избавиться от славы свободных и бесшабашных людей, которым и море по колено, и замок на соседнем погребе — не преграда... Задумавшись как-то над этим, житель Голядина Владимир Васильевич Голядинец понял: даже очень далекие пращуры все же влияют на судьбу и менталитет жителей разных сел.
КОГДА ГОВОРИТ ГОЛОС КРОВИ...
Где еще вы найдете на Волыни село, чтобы в нем жители сплошь одни Голядинцы и Ягодинцы? Есть села, где преобладают те или иные фамилии. Например, на Ратновщине в одном — полсела люди с фамилией Мороз. Но такого, чтобы фамилии пошли от названия села, не встречала. И вскоре почувствовала, что от перечисления многочисленных Голядинцев из Голядина уже идет кругом голова. Один — Владимир Васильевич, его сын — Василий Владимирович. Внук опять же Владимир Васильевич... На снимке футбольной команды «Голядин», которая висит в кабинете грабовского сельского председателя Василия Владимировича Голядинца, — Голядинцы и Ягодинцы... И даже жена моего собеседника пани Нина — тоже из Голядинцев, поэтому при замужестве и фамилии не меняла.
Голядину и голядинцам жизнь дало прибалтийское племя голендров. Мне приходилось слышать о голендрах как переселенцах на Волыни из Германии или собственно Голландии. А с прибалтийским вариантом их происхождения столкнулась впервые. Однако Владимир Васильевич утверждает, что документы имеет их известная землячка Оксана Денисовец-Сапеляк. Известный общественный деятель, соратница Вячеслава Чорновила, директор исторического музея в Львове, автор исследования о жизни украинцев в Аргентине... Прошлым летом она опять навещала малую родину, куда в свое время после ареста Чорновила ее выслали из Львова. Год жила в Голядине, работала в местной школе (и учила будущую жену моего собеседника), после в школе в Шацке. То, что пращуром голядинцев могло быть одно племя, подтверждает даже внешность нынешних жителей села. Все коренные жители — высокого роста, стройные и подтянутые, обязательно светловолосые и со светлыми глазами. Некие своеобразные арийцы Полесского озерного края. Несколько аналогичных фамилий, характерных для села, также подтверждают эту версию. Потому что, например, в соседнем Грабовом, что не хата — то новая фамилия. А уличные клички, например, Немец, которые ничем другим, кроме происхождения предков, объяснить нельзя.
— Меня история родного села заинтересовала после одного случая. Как-то один дедушка в сердцах сказал о ком-то из грабовцев: «Но что с него возьмешь! Здесь если не воры, то бандиты!» — вспоминает Владимир Васильевич. — Я жителей Грабового знал как нормальных людей, а здесь такие слова! Я читал, читал, и дочитался...
Когда дочитался, то понял и то, почему самая высокая в Шацком районе гора Костюшко около Грабового, и местное урочище Костюшин носят именно такие названия. Здесь, в непроходимых лесах, пан, который сам жил в селе Пульмо, селил беглых каторжан. Это были поляки, которых после того, как Суворов разгромил восстание Костюшко, русский царь заслал в Сибирь. Они добирались почти к родным краям, а дальше боялись идти, оседали, работая за хлеб и крышу над головой, в нынешнем Грабовом.
— Люди мало интересуются своей историей, — говорит Владимир Голядинец. — Вот от нас в трех километрах село Столинские Смоляры. Кажется, какое здесь расстояние? А это уже совсем другой народ и внешне, и по менталитету. Они очень похожи на кавказцев. Это я осознал после того, как узнал, что именно эти земли русский царь, когда завоевывал Кавказ, отдал в подарок кому-то из местных князьков, которые его поддерживали. Сыны гор, осваивая новые территории, смешались с местным людом. В Столинских Смолярах люди сплошь брюнеты, с темными глазами, женщины, как и кавказские, с низкой талией... И, кстати, недавно я вычитал, что на Кавказе, как и в этом селе, также едят ежей. Ну, никто же в окружающих селах на них не охотится, а столинцы — едят и смакуют. Что, скажете, это, как не голос крови?..
В своих пращуров-голендр удались и голядинцы. Когда-то переселенцы из «Голендрии», осваивая новые земли, свои хаты ставили на сваях, потому что местность была слишком болотистая. Голядинцы также продолжают жить с земли, однако активно прокладывают и тропинки в соседнюю Польшу для заработков. Здесь что не двор, то хороший хозяин, у которого должно быть все. Если трактор, то к нему и плуг, и косилка, и грабарка, и копалка, и культиватор, и разбрасыватель, и опрыскиватель... Своя должна быть столярка, своя дрель и своя «болгарка»... В округе это самое богатое село. На 85 хат — 8 комбайнов, 60 машин (по три и четыре во дворе стоит), 40 тракторов. Есть шесть дворов, в которых по два трактора.
— Село наше, — говорит Владимир Васильевич, — самодостаточное. У нас все свое. Где Пища, Шацк, Пульмо, Свитязь... А мы им земли обрабатываем! Они за курортниками света не видят, им не до комбайнов и тракторов. Так мы им и сено заготавливаем, и картофель садим...
КТО К БАБУШКЕ, А КТО — В ХРАМ...
Уже несколько лет села Грабовского сельсовета — собственно Грабовое, Смоляры-Свитязьские, Адамчуки и Голядин живут надеждой на реализацию межгосударственного проекта пограничного перехода. Это должно быть, думают здесь, что-то вроде Ягодина, только сугубо для легковых автомобилей. Нас в эти края и привело желание убедиться, насколько переход нужен и местным людям, и Волыни в целом. Типичная волынская глубинка поражает не только на удивление живописными пейзажами, экзотичностью, но и полной оторванностью от «Большой земли». Села раскинулись между лесов, далеко друг от друга.
Международный переход здесь ждут, как второе пришествие Христа. И хотя международная трасса должна пройти в сторону Пульма и Забужья, однако близость к ней откроет села миру, а мир — им. Смоляры-Свитязьские, в которых живут потомки переселенцев из села Свитязь, которые в непроходимых лесах, среди болот варили из сосновых пеньков смолу, и ныне напоминают одинокий живой уголок среди первозданной природы. Самая красивая хата здесь у «Министра» (так называют выходца из села, который работал в столице в одном из министерств, а ныне вернулся на родину). Так просто из леса и попадаешь в центр села с нарядными помещениями школы, детсада, клуба и библиотеки. А напротив этого культурного центра — центр духовный, местный храм Святого Духа. Заведующая библиотекой Татьяна Ивановна Пех и заведующая клубом Галина Ивановна Жипа рассказывают, что село в Киево-Печерской лавре имеет собственного архимандрита Варлаама (в миру — Василия).
— Ближайшая церковь была в Свитязе, так он собирался с людьми по хатам, привозил им святые книги и вместе читали, — вспоминают мои собеседницы.
Храм Господний — удивительной красоты, с прочными, в три кирпича, каменными стенами, а паникадило такое (на 120 лампочек), которого нет и в Зимновском монастыре. Архимандрит бывает в родном селе один-два раза в год. Приезжают сюда и его духовные дети со всей Украины, и немало из них давали деньги на сооружение храма. Но и грабовская учительница Антонина Несторовна, и мои смоляровские собеседницы признались, что сначала подумали: мы приехали к «Маринке, которая за людей молится». О ней рассказывали куда больше, чем о святом отце из Лавры... 80-летняя бабушка Марина по фамилии Ягодинец живет в Голядине. Рассказывают, что сначала она гадала людям на картах, но потом ей «явился ангел», который предупредил, что это делать — грех. И она стала помогать людям молитвами. Молитвы эти, рассказывают, своеобразные. Не просит, а призывает Господа помогать, ведь «ты, Боже, сам говорил, что нужно людям помогать». К Маринке якобы едут отовсюду, а для местного люда она, как я поняла, и целительница, и ясновидица самая главная. Так посмотрит на человека — и все о нем знает, все видит. Только, мол, плохого не говорит...
...Что только не смешалось в этом закоулке волынской земли, от которого и до Польши, и до Беларуси — какой-то десяток километров, который хочет и свою самобытность сохранить, и жить так, как живут в Европе. В Голядине — бар, который представляют как местную изюминку, который действительно уже имеет такой европейский лоск.
Выпуск газеты №:
№163, (1996)Section
Общество