Перейти к основному содержанию

Российский участник германских выборов

Президент Дмитрий Медведев помогает немецкому канцлеру
25 августа, 20:13
КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ, ЛИДЕР ПАРТИИ ХДС/ХСС АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТИВНИК СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ ФРАНК-ВАЛЬТЕР ШТАЙНМАЙЕР ГОТОВЯТСЯ К ОСТРОЙ И НАПРЯЖЕННОЙ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ / ФОТО РЕЙТЕР

В Германии разворачивается кампания по выборам в бундестаг (нижняя палата федерального парламента). Основные игроки: блок Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) во главе с бундескацлерин Ангелой Меркель и Социал-демократическая партия (СДПГ), которую ведет вице-канцлер, министр иностранных дел и кандидат на пост канцлера Франк-Вальтер Штайнмайер. После досрочных выборов в 2005 г. ХДС/ХСС имеет 223, а СДПГ — 222 мандата. Ситуация парламентского пата заставила идеологических противников создать коалицию.

В Украине существует иллюзия, что предвыборным популизмом занимаются только наши политики. Но в Германии это тоже имеется в наличии. Формы пиара и раздачи обещаний избирателям несколько различаются с учетом национальных особенностей и традиций.

У социал-демократов положение не блестящее. Опросы показывают, что в лучшем случае они могут рассчитывать где-то на 23—26% голосов. Как говорит английская пословица, the thread breaks where it is weakest — где тонко, там и рвется. Именно таким тонким звеном оказалась склонность министра от СДПГ к нецелевому использованию бюджетных средств. Министр здравоохранения Улла Шмидт во время отдыха на популярном в Германии испанском курорте Аликанте вызвала туда свой служебный автомобиль с водителем. Перегон бронированного «Мерседеса S320 СDI» на расстояние 2,4 тыс. км стоил, по разным подсчетам, от 3,2 до 10 тыс. евро. Это в Украине к подобным выходкам высокопоставленных чиновников привыкли, а в Германии следят очень внимательно. К тому же прибывший на курорт представительский автомобиль похитили местные угонщики. Сенсацию подхватили местные же газеты: из-за кризиса граждан призывают к экономии, а министры позволяют себе швырять деньги налогоплательщиков на ветер. Такое мало кому понравится, а экономным немцам — тем более. Испугавшиеся шума угонщики через два дня вернули автомобиль на стоянку в полной сохранности, но это довольно слабое утешение для министра и ее партии.

Для того, чтобы переломить ситуацию, в начале августа Франк-Вальтер Штайнмайер в Старой ратуше Берлина, в которой проходили переговоры о воссоединении страны, обнародовал предвыборную программу своей партии под названием «План для Германии». Центральной частью его стало обещание создать в течение десяти лет четыре миллиона рабочих мест. Как утверждает Штайнмайер, Германия станет страной полной занятости. Главным направлением будет экологическая промышленная политика, новые государственные инициативы по уходу за пожилыми людьми, государственные инвестиции в здравоохранение, улучшение школьного и университетского образования, поиск и внедрение новых экологически чистых способов получения энергии. Критики «Плана для Германии» назвали его популистским шагом. Глава ХСС и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер считает, что предлагается «социалистическое плановое хозяйство». В Германии это настоящая страшилка, ведь очень многие помнят времена ГДР. Кстати, бывшие коммунисты из Левой партии обещают «целенаправленными инвестициями» (конечно, из государственного бюджета) создать только два миллиона новых рабочих мест.

Положение ХДС/ХСС гораздо лучше. Личный рейтинг бундесканцлерин достаточно высок. Если бы премьера выбирали на прямых выборах, то Ангела Меркель уверенно победила бы. За нее готовы голосовать 58% избирателей, а за Франка-Вальтера Штайнмайера — только 17%. Но Германия — парламентская республика и избиратель голосует за партии и конкретных кандидатов в депутаты — в стране смешанная избирательная система. Кто будет главой правительства — определят результаты выборов и состав коалиции. Поэтому Ангела Меркель предупреждает своих партийцев, что кампания будет острой и напряженной.

Кризис определил основное содержание кампании. Хотя наметился выход из сложной экономической ситуации, тем не менее в условиях довольно большой безработицы (число не имеющих работы приближается к 4 млн. человек) сохранение и создание новых рабочих мест — главная забота партий и блоков. Здесь на помощь ХДС/ХСС пришла Россия.

В центре внимания на встрече в Сочи Ангелы Меркель с президентом России Дмитрием Медведевым были экономические вопросы. В первую очередь — скандальная ситуация с двумя судостроительными предприятиями на севере Германии. Компания Wadan Yards, которой принадлежат верфи в Висмаре и Росток-Варнемюнде, недавно объявила себя банкротом. Объектом российско-германских переговоров эта фирма стала потому, что в последние полтора года ею владел россиянин Андрей Бурлаков. Сейчас идет процесс банкротства, и немецкие власти несут расходы по поддержанию предприятий с персоналом 2500 человек. Проблема верфи, обсуждение которой проходило еще в Мюнхене, нашла решение в том, что сформирована группа финансовых инвесторов, которая компенсирует расходы немецкому государству на поддержание Wadan Yards в период процедуры банкротства. Эта сумма составит 40,5 млн. евро, а группу инвесторов возглавляет Виталий Юсуфов. При этом сделка совершается в интересах стратегического инвестора, который впоследствии заплатит немецкому государству «реальную цену», составляющую не менее миллиарда евро. Показательно, что Виталий Юсуфов занимает пост главы московского представительства компании Nord Stream AG, ведущей строительство газопровода «Северный поток» (Nord Stream).

Для Ангелы Меркель проблема верфей имеет в какой-то мере личный характер. Они расположены на территории ее избирательного округа Штральзунд, Северная Передняя Померания и Рюген, и увольнение 900 из 2,5 тыс. сотрудников компании может обострить социальную напряженность и негативно сказаться на ее популярности.

Еще более сложной является судьба автомобильного концерна Opel, за который борются российско-канадская группа Magna-Сбербанк и бельгийская инвестиционная компания RHJ International. Сейчас Opel принадлежит американской General Motors (GM), которая приобрела немецкий «Адам Опель» в период Великой депрессии 1929 г. GM продает зарубежные активы. Немецкие власти поддерживают Magna-Сбербанк, но за океаном настроены более скептически. Не последнюю роль в этом играют соображения военно-технического и технологического характера. Заводы Opel производят также военную продукцию, и передача опелевских know-how в Россию не нравится не только GM (тогда на российском рынке Opel будет конкурировать с Chevrolet), а и американской администрации. Попадание в Россию американских военных технологий там никого не устраивает. К тому же судьба Opel задевает и Великобританию, так как в концерн входят заводы, выпускающие автомобили Vauxhall. Кроме того, всем известно, что Маgna не является достаточно надежным партнером, поскольку фирма вследствие кризиса уже потеряла 45% своего оборота.

Хотя Меркель и обещала Медведеву полную поддержку для Magna-Сбербанк, но возможности германского правительства довольно ограничены. Для продвижения проблемы в Детройт на встречу с генеральным директором GM Фрицом Хендерсоном летал председатель правления Сбербанка Герман Греф. Видимо, встреча реальных результатов не дала, так как руководство GM в очередной раз отложило решение вопроса. За океаном явно тянут время. Если судьба Opel не будет решена до выборов в Германии, то после них она уже никого из политиков интересовать не будет, и тогда GM будет вольна поступать, руководствуясь чисто коммерческими соображениями.

Редкое для Германии явление — открытое участие иностранного государства в предвыборной кампании на стороне одной из партий. Естественно, что московская поддержка в деле судоверфей и Opel потребовала встречных шагов. В очередной раз Ангела Меркель поддержала проект газопровода Nord Stream, а также выступила против «героизации» пособников фашистов. Украину бундескацлерин не назвала, но российские собеседники не оставили в этом никаких сомнений.

Обещания и улыбки в Сочи — это одно, а реальные деньги — совершенно другое. Как пишет еженедельник Der Spiegel, предполагалось, что «Норильский никель» сделает заказ на строительство на верфях Wadan Yards судов на 750 млн. евро. Однако представитель «Норильского никеля» заявил, что вопрос о реорганизации флота компании был решен еще в феврале. Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов также опроверг сообщения о планах «Газфлота» заказать суда у Wadan. По информации еженедельника, российские покупатели столкнулись с проблемой выплаты 40 млн. евро, необходимых для покупки верфи. Где возьмется обещанный миллиард инвестиций, тем более неясно. Возникает впечатление, что купля-продажа верфей и Opel — не более чем предвыборная риторика и популизм. Каждый из участников играет в свою игру, и далеко не факт, что после выборов положение не изменится.

Скорее всего, блок ХДС/ХСС одержит победу на выборах. Согласно опросу, проведенному социологическим институтом Emnid по заказу газеты Bild am Sonntag, 54% немцев полагают, что после выборов в Германии будет сформировано правительство, состоящее из членов ХДС/ХСС и СвДП — так называемая черно-желтая коалиция. Но при этом триумфа не будет. Две трети опрошенных полагают, что ХДС/ХСС не удастся набрать более 40% голосов. Так что неожиданности не исключены.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать