Перейти к основному содержанию

О фискальном консерватизме

10 июля, 19:48
ЛЕШЕК БАЛЬЦЕРОВИЧ И АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Кроме того, он считает, что многое зависит от монетарной и фискальной политики правительства, которое должно уметь ограничить государственные расходы, чтобы не иметь плохих времен в добрые времена. «Нужно ответственное общество, которое может наказывать правительство, играющее роль Санта Клауса. Большинство должно волноваться, когда правительство много тратит», — считает польский экономист. «Фактически, — добавляет он, — нужно фискально консервативное общество, которое будет хорошей гарантией правильной политики правительства. В то же время социальный популизм должен быть запрещен».

Бальцерович отметил, что у него нет уверенности в том, что фискальные стимулы, используемые администрацией США, будут оправданы. По его мнению, опасность заключается в том, могут ли США избежать инфляции. Кроме того, добавил он, нужно учитывать, что США могут влиять на другие страны, а на США никто не может влиять.

Третьим фактором кризиса, по мнению польского экономиста, является «распространение грехов», зависящее от предыдущих темпов. Если они были большими, то и спад будет большим. В Украине были большие темпы роста, и теперь мы наблюдаем большое падение, отметил Бальцерович.

По словам экономиста, меньшие страны больше зависят от торговли и экспорта и потому больше страдают от кризиса. Также многое зависит от структуры экспорта. Как известно, для Украины это металлургия, а для России — нефтепродукты. А это как раз те отрасли, которые едва не больше всего пострадали от кризиса.

Говоря о рецептах выхода из кризиса, Бальцерович отмечает, что то, что подходит одной стране, не может гарантировать успеха другой. Кроме того, у разных стран — разные возможности. Если федеральная резервная система США и Банк Англии могут определенным образом обеспечивать инвестирование благодаря эмиссии, то такой возможности нет у Украины.

Поэтому, по мнению Бальцеровича, Украине в нынешних условиях следует осуществить структурные реформы, повысить эффективность правительства, конкурентоспособность, увеличить производительность труда, уменьшить социальные расходы.

Отвечая ранее на вопрос «Дня» о том, какой может быть правильная политика украинского правительства для выхода из кризиса, Бальцерович сказал следующее: «Правильная политика для Украины — добиться уверенности относительно стабильности украинской валюты — гривни. Иными словами, политика должна состоять в том, как обеспечить уверенность в конвертабельности гривны без ограничений. А это означает не увеличение государственных расходов, а контроль над ними». Польский экономист также критически отнесся к предложениям некоторых украинских политических сил, считающих, что для Украины выходом из кризиса может стать строительство дорог. «Вопрос — откуда деньги. Если это будет печать денег, то это будет значить падение гривни. А если будет падение гривни, то произойдет эффект домино», — сказал он.

Особый акцент польский экономист делает на ответственности власти и особенно общества, которое должно отвечать за то, кого выбирает. Отвечая на вопрос теневого министра экономики Ирины Акимовой об ответственности политики правительства для недопущения кризиса, Бальцерович привел пример Венгрии. По его словам, эта страна успешно проводит реформы, но раз в десять лет переживает кризис. Польский экономист считает, что это объясняется безответственной социальной политикой социалистических правительств. «Люди ошибаются, выбирая Санта Клауса. Если есть шум, но нет хорошей политики, то рынок будет волноваться», — сказал Бальцерович.

Отвечая на вопрос относительно влияния демократии на развитие, он отметил, что сравнение нужно делать с противоположными системами. «При демократии иногда бывают ошибки, но при диктатуре они бывают еще большими. Вспомните сталинизм, геноцид, — сказал польский экономист. При этом он добавил: «Демократия не гарантирует хорошей политики. Кто-то должен говорить «Кока-Кола», а кто-то — хорошая политика».

Вместе с тем, в своих выступлениях Бальцерович всегда отмечает, что Польша достигла успехов в условиях демократии. «При демократии мы перешли к капитализму и верховенству права. Поэтому мы выступаем за усиление демократии», — подчеркивает он. Однако он обращает внимание на необходимость перестройки институций, создание частных предприятий, владельцы которых не имеют политической принадлежности, чтобы на них нельзя было влиять. «И тогда они будут хорошими контролерами. Кроме того, должны существовать экономические стимулы проведения быстрых реформ. Люди соглашаются на реформы, когда видят их необратимыми», — повторяет Бальцерович.

Польский экономист закончил свое выступление словами, развеселившими всех присутствующих: «Каждая страна должна что-то делать, чтобы выйти из кризиса. Думаю, что жизнь не будет скучной».

СПРАВКА «Дня»

Лешек Бальцерович родился 19 января 1947 года в Липно Вроцлавского воеводство. В 1970 году с отличием окончил факультет внешней торговли Главной школы планирования и статистики в Варшаве (ныне Варшавская высшая школа экономики). Работал там же научным сотрудником и преподавателем. В 1972—1974 годах обучался в Университете Св. Джонса в Нью-Йорке (США). В 1975 году защитил докторскую диссертацию в Главной школе планирования и статистики в Варшаве. В 1978 — 1980 годах работал в Институте марксизма-ленинизма в Варшаве. В 1978 — 1981 годах возглавлял группу ученых, разрабатывавшую альтернативный проект экономических реформ в Польше. Стал членом польских социологичского и экономического обществ. Постоянно участвовал в научных конференциях в ФРГ, Великобритании, Швеции, Индии, Венгрии и др. странах.

12 сентября 1989 года Бальцерович занял пост вице-премьера и министра финансов в правительстве Тадеуша Мазовецкого. Он также возглавил Экономический комитет при Совете Министров Польши. Бальцерович предложил свой план скорейшего перехода от плановой государственной экономики, оставшейся в наследство от Польской Народной Респубики, к рыночным отношениям и главенству частной собственности. Предлагавшийся комплекс реформ получил название «План Бальцеровича», но часто именовался «шоковой терапией».

«План Бальцеровича» предполагал строгое ограничение инфляции, приведение к равновесию в течение года государственного бюджета, товарного и денежного рынков, перевод всех сфер экономики на рыночные начала. Для этого повышались розничные цены, сокращались бюджетные дотации, ограничивались денежные доходы, а для предприятий вводилась частичная внутренняя обратимость злотого и устанавливался его единый курс.

Несмотря на успех реформы, ее социальные последствия уже в первый год начали вызывать недовольство и противоречивые оценки. Уже в декабре 1990 года экономический советник Валенсы Ян Ольшевский отказался иметь Бальцеровича в своем правительстве и не стал его формировать. Бальцерович сохранил свой пост в кабинете Яна Кшиштофа Белецкого, но в декабре 1991 года правительство Яна Ольшевского было сформировано уже без его участия.

После ухода из правительства Бальцерович работал приглашенным научным сотрудником Университета Брауна и Центра анализа европейской политики в Вашингтоне (США). В том же году был избран профессором Варшавской школы экономики. В качестве советника принимал участие в экономических реформах в России и других странах СЭВ. Он был председателем Польского национального банка с 10 января 2001 года по 10 января 2007 года. В 2003 году в Цюрихе Лешек Бальцерович был избран членом престижной Группы авторитетов Международного института финансов.

11 ноября 2005 года президент Польши Александр Квасьневский вручил Бальцеровичу высшую награду страны — Орден Белого орла — и отметил, что без Бальцеровича путь Польши в Европейский Ссоюз был бы более долгим, если бы вообще состоялся.

В июле 2007 года аналитический центр European enterpris institute (Брюссель) присвоил Бальцеровичу титул «самого крупного реформатора в странах Евросоюза»

В октябре 2008 года Лешек Бальцерович стал одним из восьми членов Европейской экспертной группы по разработке рекомендаций по предотвращению последствий мирового финансового кризиса в странах Евросоюза во главе с председателем МВФ Жаком де Ларозьером.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать