«Есть что-то ненормальное в том, что памятник Ленину стоит на бульваре Шевченко»
Эксперты «Дня» о разнице между хулиганством и стихийной декоммунизациейРано утром 30 июня представители Конгресса украинских националистов публично изуродовали памятник Ленину в центре Киева. Это событие вызвало больший резонанс в СМИ, чем, скажем, аналогичные разрушения на Луганщине, в Сумах и других регионах Украины. Вместе с тем, хотя исполнителями всех этих «атак» на вождя пролетариата были разные люди, их периодичность наталкивает на то, чтобы искать логику в действиях молодых людей, которым так не терпится повредить символы советской эпохи.
Поскольку «куновцы», которые разрушали киевского Ленина, от очевидцев не прятались, милиция их задержала очень быстро. Против них было возбуждено уголовное дело по ч. 2. ст. 296 (хулиганство) Уголовного кодекса Украины. В защиту молодых людей выступил ряд организаций. Лидер общественного движения «За Украину!» Вячеслав Кириленко заявил, что все органы власти должны сделать все, чтобы памятники организаторам тоталитарного режима и массовых убийств были убраны с улиц украинских городов. В то же время киевская администрация приняла решение демонтировать памятник. Вернется ли он после этого на свое место — вопрос, ответ, на который должен дать Кабмин.
В то же время в адрес редакции газеты «День» приходят письма читателей, которые высказывают свои оценки действиям молодых националистов. В частности, наш постоянный читатель Александр Прохоренко предложил обсудить на страницах «Дня» тему отношения к памятникам советской эпохи. Поэтому мы обратились к нашим экспертам с вопросом: как расценивать разрушение памятника Ленину? Как обычное хулиганство или как стихийную народную декоммунизацию?
Юрий ШВЕДА, политолог, доцент Львовского национального университета им. Ивана Франко:
— Для того, чтобы охарактеризовать этот случай, нужно понимать две вещи: 1) психологию и психику молодежи, а это определяется в первую очередь максимализмом и непосредственностью восприятия тех или иных вещей, а особенно фальши и неправды, и 2) мотивы людей, осуществивших этот акт. Речь идет о молодых людях, характер которых формировался уже в годы независимости. Если поставить себя на их место, то можно понять, что у них происходит раздвоение психики. С одной стороны, они воспитываются в рамках политического режима, который отмежевался от тоталитарного советского прошлого, осуждает это прошлое, показывая правдивые страницы истории и правдивое лицо этого прошлого, и эта историческая правда становится достоянием всех. А с другой стороны, молодые люди, выходя на улицу, видят те же символы, идолов коммунистического прошлого, которых обвиняют во всех сегодняшних бедах, которые продолжают стоять на улицах, оставаясь символами поколения. Поэтому, конечно, есть у молодежи момент невосприятия и непонимания такой ситуации, соответственно — реакция. Хотя я бы не считал, что это проявление только юношеского максимализма и сознательное стремление молодежи уже сегодня избавиться от идолов прошлого. Я не думаю, что молодые люди очень уж озабочены проблемами исторического прошлого и хотят от него избавиться именно через разрушение памятников. Считаю, что это, скорее, форма социального протеста против того положения, в котором они оказались. Согласитесь, молодежь нынче — социальная группа, оставленная наедине с собой, потому что находится за пределами внимания государства и всех его институтов власти, не имеет ни прошлого, ни сегодняшнего, и будущее ее невыразительное. Поэтому те люди, которые говорят, что разрушением коммунистических памятников политически сознательная молодежь протестует против коммунистического прошлого, — ошибаются! На мой взгляд, недавний факт вандализма в Киеве — это первый звонок, предупреждающий, что молодые люди недовольны своим сегодняшним положением. Если сегодня они решают свои проблемы разрушением памятников коммунистического прошлого, то следующее поколение, возможно даже скорее, чем мы думаем и догадываемся, будет выступать не против коммунистических идолов, а против создателей сегодняшней ситуации, которая не удовлетворяет молодежь.
Виктор РАДЧУК, историк, политолог, Житомир:
— Повреждение памятника Ленину в Киеве группой людей на первый взгляд может показаться пустяковым событием, а кое-кто его относит к хулиганству. На самом деле этот факт не является однозначным и символизирует сложность определенных духовных ситуаций, сложившихся в украинском обществе. Речь идет прежде всего о декоммунизации, которая в конце 80-х годов прошлого века началась у нас стихийно, но не нашла логического завершения. Системно этот процесс не проходил, несмотря на то, что попытки в этом направлении предпринимались, особенно во время президентства Виктора Ющенко. Причин можно выделить много, но в первую очередь, наверное, сыграла свою негативную роль пассивность партий национально-демократического направления, которые, очевидно, недоработали в данном вопросе. Что касается случая с памятником Ленину в Киеве, то я не считаю его актом хулиганства, хотя внешне это выглядит именно так. Этим поступком его инициаторы привлекли внимание к проблеме, которая реально существует. Есть ощущение, что маятник общественного мнения снова качнулся, и есть вероятность восприятия многими идеи, близкой к коммунистической, или другой идеи образца тоталитарного блуда. В Украине есть основания этого остерегаться, поэтому упомянутое действие является напоминанием, что «коммунистическая гидра» не погибла, а существует угроза нового тоталитаризма. И эта угроза не в прошлом, она существует и сейчас, и, наверное, будет в будущем. Так в Житомире в ряде изданий вышла серия бравурных статей к 90-летию Ленинского коммунистического союза молодежи Украины с пропагандой этой якобы славной даты, бывшими секретарями обкома ЛКСМУ была проведена пресс-конференция. То есть парни из правого лагеря, отбившие Ленину левую руку, совершили красноречивый и резонансный поступок. Таким образом, относить его к хулиганству было бы нелогично и даже примитивно. Его нельзя ставить в один ряд с проявлениями вандализма по отношению к памятникам комсомольцам, в частности, Зое Космодемьянской, совершенными за несколько дней до этого в Харькове, которые его мэр Добкин сразу объявил делом националистов и фашистов, вдохновленных идеями Виктора Ющенко. Там это было сделано тайно и никто не взял на себя ответственности. То есть это явная провокация. А в Киеве те юноши и мужчины, которые разбивали памятник Ленину, действовали открыто, не прячась, а потом об этом заявили официально. Их действия не были провокационными — они совершили политический акт. Но не исключено, что его будут связывать со случаем в Харькове политики в первую очередь из лагеря коммунистов и регионалов, тот же Дмитрий Табачник. Такие факты они будут использовать в предвыборной президентской кампании, которая обещает быть очень грязной. И именно вопросы исторического прошлого будут грубо толковаться, на них будут усиленно играть. Это возможно также в связи с празднованием годовщины победы украинского казацкого войска над московским под Конотопом. В этом же ряду попытки регионалов в парламенте устранить с должности министра образования и науки Ивана Вакарчука, самого последовательного и системного чиновника в плане утверждения украинских ценностей. Ведь он успел сделать много в этом направлении.
Также тайно лицами, которые пока о себе не заявили, был обезображен памятник Лесе Украинке в Луцке. То есть это тоже провокация, являющаяся вызовом общественному мнению, как и произошедшее в Харькове.
Александр НЕМЧЕНКО, культуролог, Одесса:
— Факт оскорбления памятных знаков всегда является признаком радикального поведения, осуждаемого в обществе. И в этом смысле все равно, что разрушают — еврейские могилы или коммунистические памятники. Это тоже хулиганство, неважно — с политическим подтекстом или нет. В любом случае подтекст этого явления демонстрирует радикальность побудительных мотивов тех, кто это сделал. И, наверное, политический характер такого поведения гораздо опаснее хулиганства обыденного — не окрашенного идеологической составляющей. И если такие факты говорят о том, что коммунистические идеи уходят, то говорят они и об обратном, — что усиливается фашистский элемент политической идентификации общества. Ведь именно для такого типа убеждений характерны истребление памятников, книг и людей. И уже неважно, какими лозунгами этот фактор прикрывается. Упаковка может носить любую форму. А вопрос, что страшнее — рисовать на могиле свастику или красную звезду, — сродни вопросу, кто был хуже — Сталин или Гитлер.
Людмила НЕСТЕРЕНКО, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой всемирной истории и международных отношений Запорожского национального университета:
— На мой взгляд, случай с памятником В. Ленину в Киеве — это самое обычное хулиганство, не делающее чести украинскому национальному движению. От одиозного наследия нашего прошлого, безусловно, нужно избавляться, но цивилизованным способом. Так, например, как это было сделано в Испании (демонтаж памятника Ф. Франко в Мадриде произошел с учетом общественного мнения) и других странах Евросоюза.
Айдер ЭМИРОВ, директор Республиканской крымскотатарской библиотеки им. Исмаила Гаспринского:
— Покушение на памятники — это хулиганство, но в условиях Украины это особое хулиганство, в котором заключен протест против нашего коммунистического прошлого. С одной стороны, мы все в определенной степени не любим худшие черты нашего прошлого, заключенные в фигурах коммунистической символики, потому, конечно, указание Президента Виктора Ющенко о том, что в городах и селах следует ликвидировать символы коммунистического тоталитарного прошлого должно быть выполнено. Это соответствует чаяниям народа, но дело в том, что сделано это должно быть культурно и законными методами. Но поскольку у нас есть политические силы, которые тянут в прошлое и пытаются отменить или хотя бы оттянуть назревшую декоммунизацию, то рано или поздно несогласие народа с этим фактом сформируется совсем не в стихийную, а во вполне организованную декоммунизацию и откровенную войну с памятниками ненавистного прошлого и символами тоталитаризма. Поэтому жизнь сама подсказывает, что пока памятники Ленину не повалили сами жители, органы власти должны принять четкое и ясное решение по этому вопросу, и конечно, памятники прошлого, связанного с бедами народа, не являющиеся произведениями искусства, должны быть снесены на законном основании. Другое дело — памятники, которые будут признаны произведениями искусства. Это, во-первых, должна делать только специальная комиссия из компетентных искусствоведов, а не сами органы власти, во-вторых, я думаю, что их не должно быть много. Во многих странах можно увидеть рядом памятники разных эпох, и это действительно символично, но у нас же многие памятники вождям — это примитивные каменные идолы, при создании которых их авторы и не ставили перед собой цели творить шедевры. Я думаю, что и памятник Ленину в Киеве напротив Бессарабки, которому отбили нос, хоть и выполнен лучше других, но сказать, что он является таким уж искусством, я бы не взялся. Да, материал дорогой, работа рутинная, но никакого искусства там нет, поэтому его снос также не принесет утраты.
Владимир ЯВОРИВСКИЙ, народный депутат Украины (фракция БЮТ):
— Моя позиция абсолютно однозначна. Бороться с памятниками — это безумие. Можно дискутировать относительно идеологии, можно дискутировать относительно позиции....
Я вспомнил один эпизод из своей студенческой молодости. Это был где-то 1960 — 1961 год. Я тогда учился в Одесском университете. И в тот период начали сносить памятники Сталину. Один знакомый предложил нам, голодным студентам, деньги, чтобы мы сломали памятники Сталину и Горькому. Они стояли в парке у озера. Нам дали задаток, сказали, что когда мы ночью разобьем памятники, подъедет машина и их заберет. Тогда с нами рассчитаются до конца. Нам дали молотки, зубила и другие инструменты. Мы подождали, когда начнет смераться и взялись за работу. Но эти памятники оказались такими твердыми, что мы ничего с ними не могли сделать. Кто-то отбил руку Горькому... Уже начало светать, мы были в панике, боялись, что люди пойдут по парку. И тут пришел заместитель директора. Конечно, он с нами не рассчитался, а просто прогнал. А эти памятники просто сбросили в озеро. И мы еще долго ходили смотреть, как Сталин обнимает Горького на дне этого озера. Это я вспомнил к тому, что в нашей украинской истории это уже было. Потому я к этому отношусь, в первую очередь, как к хулиганству.
Но есть другая позиция. Когда стоит памятник Ленину на бульваре Шевченко, что-то в этом есть очень ненормальное. Собственно говоря, благодаря ему и была порабощена Украина в начале века. Он там стоять не должен! Но это нужно было сделать нормально, цивилизованно. Уже давно киевская власть должна была бы принять соответствующее постановление.
Я в этом памятнике никакой художественной ценности не вижу. Очевидно, его можно было бы перенести и поставить в какое-то другое место. Пусть бы коммунисты к нему ходили и молились.
И я не думаю, что этот памятник можно как-то отреставрировать. Каким образом? Там отбиты борода, нос. Это нужно просто опять переделывать памятник. Он же из цельного камня! Иначе он будет смешно выглядеть. Это же не глина, когда можно долепить.
А с этими юношами пусть разбираются правоохранительные органы. Я — не судья!
Тарас ЧОРНОВИЛ, народный депутат Украины (фракция Партии регионов):
— Вообще-то, я сторонник того, чтобы ото всех этих памятников на центральных улицах городов мы избавились. Меня привлекает вариант, как это сделали под Каунасом — они создали заповедник тоталитарного периода. Осторожно свезли в одно место все эти памятники. И мы тоже могли бы выделить место в каком-то парке, куда все это привезти. И это был бы нормальный, культурный, европейский способ декоммунизации.
То, что случилось, мне кажется, подходит немножко под другой критерий: начинаются очередные выборы и, соответственно, на сегодняшний день идет спрос на какие-то неадекватные действия и демонстрирование себя таким образом. Я не знаю, кто на этом будет «играть» и каким образом это будет разыгрываться. Я думаю, что самые большие плюсы из этого получат коммунисты или любые лево-направленные политические силы.
Кроме всего прочего, здесь есть чисто человеческий момент. Если кто-то хочет демонстрировать какие-то жесткие действия, то пусть бы шли на это с кувалдой лидеры этого «Тризуба», а не подставляли студентов. Этим юношам наверное придется попрощаться со студенчеством, получить первый приговор в жизни, который никто погашать не будет спешить. Возможно, на определенный период сесть в тюрьму, получить финансовые санкции. Играть чужими руками — это ненормально. .
Выпуск газеты №:
№112, (1996)Section
Nota bene