Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Алексей Кучеренко: Когда инвестиции окупятся, собственники квартир будут платить вдвое меньше

17 мая, 00:00
ОДНА ИЗ ПРИЧИН НОВОЙ ВОЛНЫ ПОВЫШЕНИЯ ТАРИФОВ ЗА УСЛУГИ ЖЭКОВ — НИЗКАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ ЭТОЙ СЛУЖБЫ — САНТЕХНИКОВ, ЭЛЕКТРИКОВ И УБОРЩИКОВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Луганске с четверга в среднем на 33% выросли тарифы на содержание домов и придомовых территорий. Неделей раньше стоимость коммунальных услуг почти вдвое повысилась в Тернополе. Готовится очередной виток инфляции? Или же местная власть таким образом пытается решить наболевшие проблемы жилищно-коммунального хозяйства, которое давно требует кардинальных реформ? Но каждый новый министр видит их по-своему. Алексей КУЧЕРЕНКО, который уже вторично «вступил» в коммунальные проблемы, рассказал «Дню» о своем видении планов реформирования ЖКХ.

— На недавней встрече с мэрами вы говорили, что на проведение коммунальных реформ не осталось ни времени, ни денег. Объясните подробнее, что вы имели в виду?

— Вы меня неправильно поняли. Я говорил, что на реформы нет ни денег, ни времени, но осуществлять их все равно нужно. Мы проговорили и проели ресурс, который должен был смягчить их. В отличие от своего более «либерального» предшественника считаю, что у нас не осталось времени на такую «доброту». Я сторонник более жестких и более радикальных мероприятий.

— Что именно вы имеете в виду?

— Будет мало разработать какую- то политику, необходимо выработать механизмы для ее реализации. С одной стороны, должна быть возможность давать предприятиям «пряник» в виде государственных средств, с другой — «кнут», четко ставя перед ними задачу по энергосбережению, предоставлению качественных услуг. Сказанное касается, в первую очередь, тарифного регулирования естественных монополий, а также других направлений коммунальных реформ, например, создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).

— Кстати, как продвигается их создание? Как стимулировать появление ОСМД?

— В 90-х годах мы выбрали свой путь приватизации жилья — бесплатный. Однако владелец квартиры — это не только право, но еще и обязанность содержать в подобающем состоянии весь дом.

— Как вы заставите людей исполнять эту обязанность?

— Я остаюсь сторонником жесткого, прагматического подхода, по которому пошли Польша, Чехия, Словакия. Он заключается в том, что, как только в доме появляется хотя бы одна приватизированная квартира, там обязательно нужно создавать ОСМД. Для воплощения этой идеи в жизнь мало только воли министра, необходимо политическое решение на наивысшем уровне. Я допускаю, что через год Украина будет выбирать между этим вариантом и более мягким. Исходя же из сегодняшних реалий, мы понимаем: если не выбрать обязательный вариант, то следует прибегать к жестко-стимулирующему.

— Что это значит?

— Во-первых, нужна пропаганда и позитивные примеры. Во-вторых, — хорошие стимулы. Это, например, автоматическая передача в собственность ОСМД придомовых территорий уже во время регистрации этих организаций. Новая редакция законопроекта о создании ОСМД (я его соавтор) уже находится в Верховной Раде. В- третьих, нужна также реальная помощь ОСМД через паевое участие государства в капитальном ремонте, утеплении дома, оборудовании его счетчиками. Сразу хочу сказать, что государственное участие в капремонте будет незначительным. Окончательный его размер еще не определен, но оно может быть на уровне 10—20% от общих расходов. Поэтому, учитывая нынешние сложности, министерство делает главное ударение на термосанации домов.

— Какие финансовые механизмы для стимулирования энергосбережения вы можете предложить жильцам?

— Механизм только один: государственная поддержка по погашению тела кредита и процентных ставок по кредиту на такие цели. Скоро пройдет встреча ЕБРР с десятью банками, которым предложат конкретные механизмы привлечения средств в отрасль ЖКХ.

— Можно подробнее...

— Вопрос в том, что должно быть юридическое лицо, которое эти банки в дальнейшем будет кредитовать. Скорее всего, это и будет ОСМД. Далее будет осуществляться термоаудит дома, будут определяться энергозатраты, которые можно сэкономить после обновления жилья. За пять лет вложенные инвестиции окупятся и следующие 25 лет владелец за коммунальные услуги будет платить в два раза меньше, чем раньше.

— А кто будет платить за кредит?

— Люди. За все платит потребитель. Государство может частично поддержать. Польша, например, компенсировала 25% тела кредита и давала льготный процент для энергосохраняющего кредита. Соответствующий закон должен появиться в Верховной Раде в июне. Его рабочее название — «Об энергоэффективности жилых домов».

— А у нас кредитный подход, который применяется в Польше, сохранится?

— Наше министерство его поддерживает, но требуется правительственное решение.

— Будет ли обязательным создание ОСМД при заселении граждан в новые дома?

— Об этом говорит одна из норм упомянутого выше законопроекта про ОСМД. Она вытекает из опыта цивилизованных стран. Там ни одну квартиру в новом доме нельзя продать, если не создан ОСМД. Человек покупает не просто квартиру, а свою долю в конкретном кондоминимуме.

— Как вы оцениваете шансы на поддержку такого законопроекта различными политическими силами в парламенте?

— Если его удастся деполитизировать, то он пройдет! Но если там начнется шоу на тему, кто больше любит народ,— то точно не пройдет. У меня был разговор с Владимиром Рыбаком, Александром Поповым и другими уважаемыми людьми. Они в приватном разговоре поддерживали эту идею.

— Где будете брать инвестиции для восстановления сетей, которые массово выходят из строя?

— Все там же: у банков, инвестиционных фондов. Механизм только один — частичное погашение тела кредита и компенсация процента по кредиту. Я понимаю, что резко избавиться от практики бюджетных инвестиций нельзя, но дальнейшее ее использование ведет в никуда.

— Вы за внедрение концессий в коммунальном секторе. Но нужен еще и закон, который бы при этом защитил стратегические объекты от скрытой приватизации. Министерство его разработало?

— Концессия и отличается от аренды на 49 лет — скрытой приватизации — тем, что это более жесткий механизм со взаимными обязанностями сторон, которые довольно четко прописаны. Сегодня Закон «Об особенностях концессии для предприятий водо- и теплоснабжения» проходит завершающую фазу согласования и через несколько недель он будет передан на рассмотрение правительства. Но мне кажется, что одной концессии может быть недостаточно для привлечения мощных инвестиций в отрасль ЖКХ. У меня есть опасения, что под лозунгом концессии приходят не инвесторы, а финансовые управители, которые пытаются сесть на финансовый поток и инвестиции отнести на прибыль. Если это случится то, нужно, как мне кажется, идти на частичную приватизацию коммунальных объектов. Скажем, 50+1% предприятия остается у общины, а 49% выпускаем на рынок для привлечения инвестиций.

— Если допустить, что такая приватизация состоится, то инвесторы будут обращать внимание, в первую очередь, на привлекательные объекты. А как быть с убыточными?

— Каждый объект имеет свою цену. Главное — приватизация не какого-то «железа», а права выхода на рынок, который будет привлекателен всегда. Ведь люди как пили воду, так и будут пить, а значит — будут платить за это деньги.

— Вашу инициативу относительно создания независимого регулятора естественных монополий в составе министерства некоторые называет попыткой избавиться от ответственности за рост тарифов.

— Это не так. Сейчас ответственность размыта: 60% лежит на плечах органов местного самоуправления, а 40% — на НКРЭ, которое фактически не является независимым. Поэтому люди обвиняют в росте тарифов всех. Мы предлагаем сделать, чтобы это было коллегиальное решение людей, которые сознательно устанавливают единые правила игры для всех субъектов этого рынка.

— Каким вы видите такой регулятор?

— Это определит Верховная Рада в соответствующем законе. Министерство же, руководствуясь своими полномочиями, производит механизмы реализации такой идеи. У нас существует определенное видение, но оно должно вписываться в конституционные изменения. Национальную комиссию по регулированию естественных монополий следует прописать в Конституции, так же как Верховный Суд или Антимонопольный комитет. И она не должна входить в правительственную вертикаль. В условиях действующей Конституции, эта комиссия должна формироваться из шести членов, каждый из которых через год становится ее головой. Подавать на рассмотрение ее состав должен был Президент, а утверждать — Верховная Рада.

— Будут ли в нее входить представители Министерства по вопросам ЖКХ?

— Нет. Министерство вообще через 3—4 года выполнит свою миссию и его как такового не будет. Часть ведомства трансформируется в эту комиссию... Другая будет называться Министерством жилищной политики и коммунальной инфраструктуры.

— В прошлом году на рассмотрение Верховной Рады был внесен проект Жилищного кодекса. Собираетесь ли представлять в парламент свой вариант?

— Да, специалисты министерства, привлекши ученых НАНУ, существенно доработали проект кодекса. Сейчас он проходит процедуру согласования. Я надеюсь, что в течение месяца он будет передан на рассмотрение правительства.

— Будет ли там норма о принудительном отселении людей из аварийных домов?

— Мы вообще не говорим о принудительном отселении. Речь идет только о принудительном выкупе земли в случае возникновения общественной необходимости. Такая норма находится не в данном Кодексе, а в недавно утвержденных на заседании правительства изменениях к Закону «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда». Мы предлагаем определенную методологию и механизмы решения спорных вопросов с жителями дома при разрешении дальнейшей судьбы аварийных домов.

— Каковы эти механизмы?

— Есть четкие строительные экспертизы. Методология данного закона заключается в том, что экспертизу может провести даже владелец любого дома. Но на основании полученной информации нужно принять решение, что дальше делать с домом. Житель может жить в доме еще 5—7 лет, пока тот не станет аварийным, ничего не делать, или же принять участие в программе реконструкции жилья.

— Вероятно, для запуска такой программы уже сейчас нужно начинать строить жилье для отселения?

— Мы это понимаем и сейчас происходит планирование построить стартовые дома в 10-ти пилотных городах страны. Кстати, по методологии этого закона даже запрещено создавать маневренный фонд, куда человек на определенное время переезжает как во временное жилье. Люди будут переселяться в новые квартиры и только тогда будут передавать свою квартиру на снос. Человек защищен на 101%!

— Сегодня отказ одного из жителей отселяться не позволяет сносить дом. Что предлагаете в этом случае?

— В законе прописан механизм, в соответствии с которым решение о дальнейшей судьбе такого дома, принятое 60% жителей, является обязательным для выполнения остальными 40%. Утверждать такую норму будет Верховная Рада...

— Возвращаясь к новой редакции Жилищного кодекса, хочу спросить, что вы изменили по сравнению с предыдущей?

— Не стоит ожидать, что Кодексом будет разрешено не платить за жилищно-коммунальные услуги. Не следует ожидать, что в Кодексе запишут невозможность выселения из квартиры за долги. Рано или поздно за комунальные долги будут отбирать квартиру, если не по Жилищному кодексу, то по Хозяйственному.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать