Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мишлин КАЛЬМИ-РЕЙ: Ваша страна — многообещающий рынок...

Министр иностранных дел Швейцарии о перспективах сотрудничества с Украиной
13 мая, 20:11

Сегодня глава украинского государства Виктор Ющенко начинает двухдневный визит в Швейцарскую Конфедерацию, которая признала независимость Украины в 1991 году. На сегодняшний день Швейцария находится среди стран, составляющих первую десятку украинских инвесторов. С 2005 года наша страна была представлена в Берне на уровне и.о. посла, что не могло не отразиться на развитии двусторонних контактов на высшем уровне. Лишь в 2008 году посольство Украины в Берне возглавил Чрезвычайный и Полномочный Посол, в соответствии с межгосударственным дипломатическим протоколом.

Накануне официального визита Президента Украины в Швейцарию шеф внешнеполитического ведомства страны госпожа Мишлин Кальми-Рей любезно согласилась ответить на некоторые вопросы «Дня», касающиеся внешней и внутренней политики Швейцарии, а также швейцарско-украинских отношений.

— За семнадцать лет, прошедших со дня провозглашения независимости Украины, это второй официальный визит главы государства в Швейцарскую Конфедерацию. Первый раз украинский президент посетил Берн в марте 1996 года. Что мешает более быстрому развитию отношений между нашими странами?

— Визит украинского Президента имеет символическое значение. Для нас большая честь принимать Президента Украины в Швейцарии, и мы рады, что господин Ющенко почтит своим пребыванием пять швейцарских кантонов. Я высоко оцениваю тот факт, что в прошлом году Украина решила аккредитовать нового посла в Швейцарии, вследствие чего наши двусторонние отношения значительно активизировались.

— Межправительственные контакты между нашими двумя странами стали более интенсивными после вашего посещения Киева в июне 2005 года и встречи с Президентом Ющенко. Какие, на ваш взгляд, перспективы развития отношений Швейцарии и Украины?

— С осени 2008 года между нашими странами возобновились политические консультации. Швейцария и Украина имеют определенное количество общих черт. Наши страны не являются членами ни Европейского Союза, ни блока НАТО. Как следствие — у обеих стран есть темы для обмена мнений в ходе политических дискуссий.

Хорошо развиваются и наши отношения в торгово-экономической сфере. В прошлом году экспортные поставки увеличились на 17%, а импортные — на 21%. В конце 2007 года прямые швейцарские инвестиции превысили миллиард франков, что способствовало созданию в Украине более 18 тысяч рабочих мест. Вступление вашей страны во Всемирную организацию торговли содействовало улучшению рамочных условий и перспектив для заключения договора о свободной торговле. В этом направлении есть большой потенциал.

Важную перспективу я вижу в развитии тех особых отношений, которые установились между нашими странами благодаря швейцарской программе сотрудничества с Украиной. Швейцария стала «leader donor agency» по децентрализации руководства на местах, т.е. в плане предоставления местным органам самостоятельности в управлении местными делами. В этой области Швейцария делится своим опытом, накопленными знаниями, наработками, потому что мы — федеративное государство, руководствующееся принципом прямой демократии: наши граждане непосредственно участвуют в выработке политических решений в стране.

Следует также отметить активизацию наших отношений в областях науки и культуры после подписания договора об обмене стажерами, который вошел в действие в октябре 2008 года. Я придаю большое значение прямым человеческим контактам, потому что они создают узы между людьми, что в дальнейшем служит основой для развития крепких отношений.

— Страны-члены ЕАСТ — Европейской ассоциации свободной торговли — предложили Украине начать переговоры о выработке соглашения о свободной торговле. Первый этап переговоров прошел 21—22 апреля в Киеве. Какова позиция Швейцарии как члена ЕАСТ в этом вопросе?

— Мы очень заинтересованы в заключении договора о свободной торговле с Украиной. Ваша страна представляет собой многообещающий рынок с большим потенциалом развития.

Такие договоры о свободной торговле предоставляют соответствующие условия и определенную степень безопасности для инвесторов. Первый этап переговоров уже состоялся и прошел в очень конструктивной атмосфере.

— Будучи министром иностранных дел Швейцарии, вы выступаете за ведение активной внешней политики. Однако с 1515 года Швейцария de facto является нейтральной страной. Как сочетаются эти два столь различных принципа? И каков сегодня «статус» швейцарского нейтралитета?

— Вы говорите о «столь различных» принципах, хотя в действительности они не являются различными. Швейцария начала придерживаться статуса нейтралитета после сражения под Мариньяно 1515 года — швейцарцы не должны вести военные нападения на другие страны, а только защищать свою страну от возможных агрессоров. Этот принцип, который последовательно развивался в последующие столетия, был для того времени очень смелым сигналом — это было послание мира. Сегодня для того, чтобы быть верной этому посланию мира, Швейцария должна быть активна. Мы не можем довольствоваться ничегонеделанием, мы должны защищать благополучие и безопасность граждан Швейцарии. Для этого страна должна быть надежной, и Швейцария таковой является.

Швейцария имеет статус постоянного нейтралитета, что запрещает ей участвовать в каких бы то ни было военных альянсах, как, например, НАТО, потому что принципы действия альянса могут вовлечь его страны-члены в военные конфликты. Но нейтралитет не означает индифферентность — мы выражаем нашу точку зрения. Например, если происходят нарушения международно-правовых норм, Швейцария заявляет об этом открыто, какие бы они ни были и где бы ни происходили.

— Не дорого ли стоит стране нейтралитет, существующая система обороноспособности страны, при которой швейцарцы от 20 до 50 лет проходят военную службу в армии?

— Швейцария применяет принцип военного нейтралитета как инструмент своей политики безопасности. Одновременно наша армия формируется по милиционной системе, то есть все участвуют в защите государства. Как у любого государства в Европе и в мире, цель нашей страны — защитить безопасность своих граждан.

— Какова, на ваш взгляд, перспектива системы коллективной безопасности в Европе после недавнего возвращения Франции в военные структуры НАТО?

— Как я уже отметила, Швейцария не намерена вступать в военный блок НАТО. Весь комплекс вопросов, связанных с перспективами системы европейской безопасности, в настоящее время стоит на повестке дня переговоров в рамках ОБСЕ. Архитектура безопасности в Европе во многом будет зависеть от сотрудничества между ОБСЕ, НАТО и Европейским Союзом, а также от их способности координировать усилия в решении всех проблем, связанных с безопасностью на европейском континенте.

— С 2000 года Швейцария является посредником в 20 процессах по урегулированию конфликтов в более чем 15 странах мира. Сегодня Швейцария представляет российские интересы в Грузии, недавно она стала медиатором между Турцией и Арменией. В чем интерес для вашей маленькой страны становиться посредником в конфликтных ситуациях?

— Это дань признательности Швейцарии за ее надежность, ее способность вести переговоры и внешнюю политику. В наших ежедневных планах действий нет ничего скрытного. Швейцария защищает свои интересы путем диалога. Наша страна благодаря своей компетенции и солидной репутации затребована в предоставлении добрых услуг как средства разрешения международных споров. Сегодня мы представляем интересы Соединенных Штатов Америки в Иране и на Кубе, российские интересы в Грузии и грузинские в России.

— Швейцария — единственная страна в мире, имеющая систему прямой демократии. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— Граждане Швейцарии гордятся своими политическими институтами, потому что они во многих отношениях уникальны. Швейцарский народ может напрямую влиять на политическую жизнь страны: он имеет право на народную инициативу и на референдумы. Народная инициатива означает, что швейцарцы могут предложить записать в Конституцию или в закон предложения, которые они считают желательными, и могут заставить парламент и правительство ввести их в действие. Швейцарский народ может также высказать свое мнение путем референдума, что дает ему возможность отменять решения правительства и парламента.

— Особенность швейцарской демократии в том, что народ постоянно сохраняет контроль над своими избранниками. Не менее четырех раз в год граждане Швейцарии получают бюллетени для голосования от Конфедерации, кантона или коммуны. Как участие в референдумах и народных инициативах влияет на политическую сознательность швейцарцев?

— Граждан Швейцарии постоянно побуждают к тому, чтобы высказать свое мнение, позиционироваться. Если вы зайдете в кафе в Женеве или Цюрихе в период, когда идет принятие бюджета, или во время всенародного опроса, то увидите: люди обсуждают эти темы, спорят, дискутируют, и прекрасно знают, о чем идет речь. Новые методы голосования — заочно по почте и через интернет — во многом облегчают населению его волеизъявление. Цель системы прямой демократии — в том, чтобы граждане чувствовали себя ответственными за будущее своей страны. Но если они не желают участвовать в голосовании или выразить свою волю — это также их ответственность. В результате политика правительства характеризуется постоянным вниманием к волеизъявлению народа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать