Перейти к основному содержанию

Байкеры выезжают

Спецвыпуск «Дня» — об инициативе мотоциклистов: всем ездить по правилам
15 апреля, 18:29

Пришла весна — и байкеры собираются в дорогу. Они хоть и любят свободу и независимость, но дорога с автомобилистами у них одна. И отношения между ними бывают довольно специфическими: от легкого пренебрежения, как в жизни, так и во время движения на трассе, до откровенного подрезания на дорогах. Часто одни и другие нарекают на отсутствие культуры, кивая друг на друга. Но проблема очевидна: чтобы дорога стала безопаснее, нужно приложить усилие всем.

Каждый мотоциклист с опытом сталкивался в жизни с травмами своими или травмами и смертью знакомых мотоциклистов. В 2004 году около Белой Церкви появился даже памятник погибшим байкерам. Очевидно, несчастных и трагических случаев было бы намного меньше, если бы была выше культура всех, кто садится за руль.

Поэтому в этом году байкеры первыми протянули руку автомобилистам: 17 апреля, в субботу, по инициативе Национальной ассоциации мотоциклистов в 21 области Украины начнется акция «Внимание — мотоциклист!» В этот день с 12 до 14 часов во всех крупных городах на значимых перекрестках волонтеры будут раздавать автомобилистам открытки с просьбой о дисциплине на дороге.

Мотоциклисты отмечают: они будут очень благодарны, если водители автомобилей будут избегать различных маневров, будут тормозить осторожно и не внезапно; находясь в заторе, не будут отворять двери, чаще будут смотреть в зеркала заднего вида, особенно при парковке, повороте, открывании дверей, будут пропускать мотоциклистов в «тянучках», а также — если они не будут делать развороты из-за двойной сплошной линии дорожной разметки. Информационным партнером акции является газета «День».

— С началом весны резко возрастает количество ДТП — не только по вине мотоциклистов, но и автолюбителей, которые за зиму отвыкли видеть на дорогах мотоциклы, — заметила пресс-секретарь Национальной ассоциации автомобилистов Украины Ольга Олексюк. — Поэтому мы проводим эту акцию, чтобы призвать автомобилистов к содружеству и безопасному движению. Надеемся, что наша акция найдет поддержку.

Причиной ДТП может быть не только субъективный фактор, но и состояние наших дорог. На это жалуются все — и пешеходы, которые становятся автомобилистами, автомобилисты, которые бывают пешеходами, и мотоциклисты, и даже представительство Мирового банка в Украине. Так, вице-президент Мирового банка в Европе и Средней Азии Филипп Лэ Уэру предупреждает: если не заняться ремонтом дорог уже сейчас, то впоследствии количество дорожно-транспортных происшествий может вырасти в несколько раз. Но одних бюджетных средств недостаточно, чтобы сделать покрытие украинских автодорог качественным. Поэтому Мировой банк при участии других международных организаций готов оказать техническую и финансовую помощь странам Европы и Средней Азии, чтобы улучшить состояние дорог и соответственно — улучшить безопасность дорожного движения.

Плачевное состояние дорог Укравтодор объясняет тем, что уже много лет подряд отечественные автодороги ни разу не ремонтировались, как говорится, от «А» до «Я». Зато владельцы транспортных средств возмущаются: куда идут средства, которые они платят за транспортные сборы? Запорожские водители даже проводили в марте акцию протеста, требуя отремонтировать городские дороги.

Также возмущают водителей и высокие таможенные ставки, которые взыскивают за ввоз из-за границы автомобилей или мотоциклов. Их размер зависит от рыночной стоимости транспортного средства, года его изготовления и объема двигателя, поэтому, чем лучше автомобиль или мотоцикл, тем больше придется платить его собственнику. Но опять же — какая часть этих средств расходуется на ремонт дорог, неизвестно.

— Эти сборы обусловлены таможенными тарифами, которые взыскиваются на основе Таможенного кодекса Украины, — объясняет адвокат Евгений Коваль. — Я не исключаю, что таможенники могут злоупотреблять тем, что не все водители знают ставки таможенных сборов, поэтому требуют от них платить больше, чем предусматривает закон. На практике мне приходилось с этим встречаться не один раз. Водители могут защитить себя хотя бы тем, что попросить таможенников объяснить им, на каком основании взыскивается данный сбор, а также требовать выдачи квитанции. Сумма сбора постоянно меняется (снижается очень редко, почти никогда). Эти сборы идут в бюджет и составляют его значительную часть.

Но со всем этим мотоциклисты справляются и будут справляться самостоятельно, если все, кто выходит на дорогу, забудут о своих эмоциях и амбициях, и ими будут руководить только правила дорожного движения. «Во время встречи мы пожимаем друг другу руки и от этого контакта нам становится теплее на душе — мы живы. Во время встречи мы обнимаемся и прижимаемся сердцами, и от этого нашим душам становится еще теплее — мы живы. Во время встречи мы смотрим в глаза друг другу и видим огонь в наших душах — мы живы. И пока горит этот огонь, мы — байкеры», написал на байкерском сайте «Магистр» (Юрий Попович), один из инициаторов установления памятника погибшим байкерам.

Эти слова бывалого имеют достаточно трагическую окраску, как для наших мирных дней, потому что выезд на дорогу выглядит как выезд на войну. После них акция «Внимание — мотоциклист!» воспринимается как очень серьезный призыв ко всем людям, за какой бы руль кто бы не садился.

Олег ПОКАЛЬЧУК, социальный психолог:

— На мотоциклах езжу уже лет 20, еще с юношества. Езжу по дорогам как украинским, так и находящимся за пределами Украины. Я езжу на мотоцикле постоянно, я член мотоклуба, для меня это образ жизни и способ поведения. А еще это основное средство передвижения, конечно, когда позволяет погода.

По своим качествам наши трассы не соответствуют вообще никаким стандартам, есть места, где их вообще нет, например, ехать по дороге на Крым в районе Красноперекопска вообще невозможно. Скажем, в Норвегии дорога между двумя селами приблизительно такого качества, как наша трасса Киев — Борисполь. Имею в виду качество полотна. Скандинавия в этом смысле еще сильнее, чем другие страны Европы. Когда попадаете в Германию, понятно, что их дороги кажутся хуже в сравнении со скандинавскими. А когда переезжаете из Польши в Украину, то понимаете, что попадаете просто в «пересеченную местность», в место, где нет ни правил, ни условий для движения. Нет даже смысла сравнивать качество нашего дорожного полотна с европейским. Существуют отдельные участки трассы, более-менее соответствующие стандартам, но только по качеству покрытия. Я уже не говорю об обочинах, дорожных разметках, а дорожная полиция — это вообще отдельная тема. На Западе ее практически не видно. Вас никто никогда не остановит для проверки документов просто так. Если вы нарушите правила, то будьте уверены, что полиция появится в считанные секунды.

Наше движение — это зеркало нашей ментальности. У нас действует правило более богатого: есть комплексы неполноценности у людей, ездящих на дешевых иномарках, есть комплексы надменности у тех, кто ездит на дорогих машинах. Если говорить о мотоцикле как о транспортном средстве, хотя мы к нему так не относимся, то он проигрывает по условиям наших дорог и по характеру движения. В Польше вежливость водителей на порядок выше, и культура поведения на дороге значительно более высока, так как это гарантирует им безопасность, удобство и комфорт. Чем дальше страна от социализма, тем лучше, цивилизованнее, комфортнее, приятнее и удобнее ездить по ее автодорогам. На дороге к тому же Стокгольму приблизительно на расстоянии 600 километров такое полотно, что можно заснуть, невзирая на скорость, с которой бы ты не ехал. Качество дорог таково, что ты не понимаешь, с какой скоростью едешь.

Олег СКРИПКА, певец:

— В детстве я очень мечтал о мопеде «Верховина», а стоил он 100 рублей, то есть ужасно дорого. У нескольких одноклассников уже были мотоциклы, и мне тоже просто нереально хотелось. Но тогда эта мечта не осуществилась. Хотя у моего отца был огромный и очень скоростной мотороллер «Тула», который спокойно «валил» 120 км/час и мог обогнать «Жигули» — кстати, не раз это приходилось делать. Иногда мы ездили на нем вчетвером, и тогда приходилось убегать от милиции. Потом это желание забылось. А в течение последних 10 лет нас часто приглашали на различные байкер-фесты, где я и начал общаться с байкерами. И что удивительно, я увлекся этим движением не из-за мотоциклов, а из-за людей. Не знаю, в чем здесь магия, но они все — очень классные ребята. То ли это мотоциклы так меняют людей, то ли только красивые люди тянутся к мотоциклам, но я пришел сюда именно благодаря крутому сообществу.

Байкерская философия гармонично накладывается на историю Украины — в Штатах она возникла как движение таких себе «неоковбоев», а у нас становится возрождением казачества. Дух рыцарства и воспитанности, атрибутика, мораль и ценности — все это напоминает какой-то рыцарский орден, в этом есть своя эстетика.

Я вливался в байкерское движение очень мягко и постепенно. Не могу себя назвать активным байкером, я редко бываю на слетах, но, конечно, купил себе мотоцикл. И понял, что это удобное и приятное средство передвижения, особенно для нашего города! Насколько я вижу, отношение байкеров к их «железным коням» граничит с фетишизмом. Но я человек очень практичный, и летом это действительно удобно — через неделю-две, как только потеплеет, уже буду пересаживаться на свой байк.

Я вхожу в запорожский клуб «Байкер Січ». Попал я туда вообще случайно, когда был в Москве и нашел там знакомых, являющихся членами этого клуба. Вот в Москве я и вступил в него. Вообще, клубов очень много, они все общаются и пересекаются между собой, поражает постоянная взаимопомощь.

Была интересная история с клубом «Байкер Січ». Как-то мы возвращались из Евпатории, как раз с байкерского слета. Везли нас именно байкеры. Я по телефону давал указания относительно нового клипа, в котором хотел задействовать такой настоящий «горбатый запорожец», но кабриолет. И вот один из моих спутников, услышав этот разговор, позвонил по телефону кому-то, поговорил и передал мне телефон. Со мной поздоровался мужчина, представился «Барон Мюнхгаузен» и сказал, что через несколько дней у меня под домом будет стоять «запорожец-кабриолет». Я посмеялся, но прошло несколько дней — и действительно мне привезли эту машину! Они срезали крышу у «запорожца», сделали тюнинг, покрасили, а спустя некоторое время я таки снял его в клипе. А с Бароном Мюнхгаузеном мы познакомились, с удовлетворением общаемся, и когда бываем с концертами в Запорожье, часто устраиваем в его кофейне какие-то сейшны и выступления.

Среди байкеров действительно много прекрасных людей. Кто-то увлекается общением в интернете, в каких-то «Одноклассниках» сидит, а здесь есть реальные люди, искреннее общение, приносящее много положительных эмоций. Конечно, ездить на байке — это очень опасно, и я бы хотел, чтобы в ближайшее время изобрели какие-то новые системы безопасности. Не более сложные и «навороченные» защитные костюмы, а какие-то технологии, которые уменьшат вероятность падения. Ввиду скорости развития науки, я думаю, это весьма возможно. Безусловно, необходимо еще и починить дороги.

Андрей ХОРОЛЬСКИЙ, вице-президент автомобильного клуба Киева:

— Культура поведения водителей по отношению к двухколесным братьям действительно на низком уровне. Ситуацию можно разрешать только благодаря тому, что водители, в конце концов, привыкнут, что кроме их автомобилей на дорогах существуют еще и транспортные средства на двух колесах. Кое-кто просто едет и видит только себя на дороге. Решение этой проблемы зависит только от личной культуры человека, сидящего за рулем, и от того, насколько он ведет себя внимательно на дороге. В других странах эта проблема разрешается только введением отдельных дорожек для велосипедов. Мотоцикл — это такое же транспортное средство, как и автомобиль, трактор и тому подобное. Как правило, у водителей четырехколесных транспортных средств претензии к мотоциклистам одинаковые — это несоблюдение скоростного режима, агрессивность на дороге и нарушение правил дорожного движения. Не секрет, что мотоциклисты иногда лихачат, ездят между машинами, провоцируют какие-то сложные ситуации, но большая часть скутеристов и водителей другой малой техники страдает потому, что их не воспринимают как полноправных участников дорожного движения. Но все это зависит от воспитания человека, и от этого мы никуда не денемся. Разве что будем воспитывать людей так, как говорится о животных — люби братьев своих меньших, такую же аналогию можно провести по отношению к мотоциклистам, потому что их права и претензии на дорогу такие же, как и у владельцев авто. Тем более, что общей проблемой и тех и других является качество автодорог. Оно зависит от оборудования и техники, обслуживающей дороги. И здесь дело не в количестве денег, вкладываемых в ремонт дорог, а в качестве материалов. Но это проблема Министерства транспорта, а мы, как водители, лишь пользуемся тем, что есть.

Слава ФРОЛОВА, телеведущая:

— У меня есть два увлечения — парусный спорт и мотоциклы. И то, и другое доставляет море удовольствия. Яхты своей нет, а вот мотоцикл у меня уже есть, это YAMAHA Drag Star 650. На мотоцикле в прошлом году я ездила ночью и по выходным, когда дороги не загружены. Наши водители еще не очень доброжелательны к мотоциклистам, поэтому попросту опасны, а я еще не очень опытный байкер, так что старалась не испытывать лишний раз свою судьбу и судьбы других участников дорожного движения. К концу прошлого сезона чувствовала себя уже намного увереннее, и в этом году планирую более активное общение со своим байком. Сейчас нахожусь в Москве, как раз для того, чтобы купить себе подходящий мотоэкип. Я люблю технику, и поэтому даже не буду сравнивать авто и мото, наоборот, я бы пополнила этот ряд, так как я еще и яхтсмен, парусно-моторными яхтами, вертолетами, самолетами, велосипедами — они все прекрасны. Правда, самолетами и вертолетами я пока управлять не умею, но это пока. На байкерских тусовках я не бываю из-за плотного графика работы, но среди моих друзей много байкеров, так что если я встречаюсь в своем клубе (D*LUX — я там креативный директор) с друзьями, смело можно говорить, что это мини-слет. В этом году планирую поехать на своем мотоциклете в Одессу, на свою родину, а там, может, и дальше...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать