Жизнь как дорога, дорога как жизнь
Главное для байкера — свобода и риск
Около 30 лет — половину жизни — байкер Freemen мчит навстречу ветру по дорогам Украины на трехколесном трайке. Даже в его 60 лет характер мужчины не изменился: его трайк — это и есть его жизнь. Собранный руками байкера, он дает хозяину взлелеянную в мечтах жизнь — быть будто в стороне от общества. Свободолюбие не помешало мужчине создать семью: ему посчастливилось найти женщину, которая во всем разделяет его взгляды. Августа младше его на 25 лет и, чтобы быть рядом, ушла с должности коммерческого директора и оставила квартиру в Киеве. Семья воспитывает дочку — 11-летнюю Валерию, которая тоже любит ездить с отцом на «Волченке». Так по-семейному называют трайк члены семьи.
ГНЕЗДЫШКО
Необычные супруги живут в сельской тиши одного из сел Макаровского района под Киевом. Это место вполне удовлетворяет главную потребность байкеров — быть подальше от суеты, от тех, кого они между собой называют «цивилами». За высоким деревянным забором три участка, каждый соток по десять. На одном из них — построены стены будущего дома, напротив — белобокая сельская хата с современными пристройками над озером. Нас встречает дворняжка Джуля, радостно виляя хвостом. Гостеприимно принимают нас Сергей Фримен (прозвище Freemen — «свободный человек») с Августой. Посреди двора — мангал, рядом — длинный стол, словом, все удобства для веселых компаний.
— Угощаем шашлыками — и не думайте отказываться. Вы приехали в гости не к зверю, а к байкеру, — смеется Сергей, доставая бутылки пива и выставляя их на стол. Действительно, не на словах эти люди славятся своим гостеприимством. — Это территория моего племянника, тоже байкера, он молод, у него еще есть желание строиться. А как по мне, для жизни бы хватило и каравана (домика на колесах для путешествий. — Авт.).
В подтверждение своих слов он открывает двери каравана, стоящего во дворе около мангала. Августа на эти слова только улыбается, предлагает нам чай, приглашает в дом. В доме некоторые комнаты на ремонте, однако везде чувствуется заботливая рука женщины — здесь чисто и уютно. Особенное впечатление, как для села, производит ванная комната с просторным джакузи. Традиционное для каждой комнаты украшение дома — фото или постеры с изображением байкеров, а особенный плакат помещен над кроватью в спальне — портрет в профиль самого Freemena в его полной экипировке: кожаной бандане и очках.
А тем временем Сергей одевает свою кожанку, согласно уставу, с надписью своего имени Freemen. Его лицо мгновенно светлеет, и он с улыбкой хлопочет, как над ребенком, над своим «Волком» — шикарным черным трехколесным трайком с кожаными сидениями. На фоне сельского пейзажа — деревянной веранды и доброго десятка ульев эта техника выглядит настоящим чудом.
— Вы и мед качаете? — удивляемся.
— Приходится, — смеется байкер, однако его вниманием уже полностью завладел трехколесный «товарищ». Трайк — творение рук байкера, четыре года назад Freemen собрал его собственноручно, взяв за основу «Фольксваген-транспортер Т2». А вот первый свой трайк Сергей собрал еще в 90-е годы из отечественного автомобиля «Запорожец», назвав творение «Коброй».
ПРИНЦИПЫ
С 15 лет Сергей дома не живет. Он уехал из Киева в Днепропетровск учиться в техникуме на электрика. Активное движение любил всегда, занимался греблей. Восемь лет после техникума работал на Северном полюсе как звукооператор с музыкальной группой, а потом электромонтажником. А затем дорога завладела всей его жизнью. И сегодня у него нет личного жилья. На вопрос, с чего живут байкеры, Сергей только улыбается.
— Кто же вам правду скажет? Я — пенсионер, но пенсию еще ни разу не получал.
Сергей Фримен является членом Национальной ассоциации мотоциклистов Украины. Ее создали мотоциклисты и байкеры как своеобразный профсоюз. Одна из программ Motohelp, действующая в Украине, это помощь мотоциклистам, пострадавшим в дорожных авариях или тем, у кого есть проблемы с законом. Обычно никто лучше, чем байкер, не поймет автомобилиста, которому нужна помощь в дороге, а потому они считают своей обязанностью помочь водителю. Ведь каждый байкер со стажем знает, что такое авария. Freemen тоже лежал в течение месяца на вытяжке, а потом еще целый месяц учился заново ходить.
— Свой первый трехколесный мотоцикл «Кобра» я умудрился поставить на два колеса и не вписался в поворот. Сам виноват. Знаете, у байкера наступает минута, когда он считает, что ездит лучше всех, и тогда теряет внимательность. Особенно это касается молодежи. А в результате приходят внезапные трагические известия — не стало человека. Как-то вечером звонок, смотрю — Леха Субаро, беру трубку. Из трубки неизвестный голос: «Тут ваш товарищ лежит в кювете!», я говорю: «Запихни телефон ему в карман, отоспится и поедет дальше». В ответ: «Да нет, он уже больше никуда не поедет».
Среди украинских байкеров есть особенные путешественники, которые объездили весь мир и знают жизнь дорог по опыту. Один из них — Юрий Попович, по прозвищу Магистр, который в честь погибших байкеров за собственные средства установил под Белой Церковью памятник — мотоцикл, который вздымается в небеса на высоком пьедестале.
СВОБОДА
— Байкеры — это братство, объединенное на заостренном чувстве свободы, то есть на свободном праве выбора: куда, с кем и как ехать, — говорит Freemen. — Мне кажется, что в чистом своем виде это явление скоро отомрет, как динозавры. Все меньше людей, которые могут себе позволить жить свободно. Настоящий байкер ищет жизни без ограничений, он, например, выбирает трассы подальше от городов, от полицейских радаров, ограничивающих свободу передвижения. Когда к нам приезжают немцы, они просто не могут привыкнуть к нашей свободе — начиная от свободной наличной, а не пластиковой оплаты, и заканчивая свободным разведением огня в лесах...
Несмотря на то, что эта субкультура возникла и утвердилась в Соединенных Штатах в 50-х годах прошлого века, в Украине, по мнению Freemena, сформировался свой особенный вид байкеров — славянский.
— Украинские байкеры отличаются от других своей добротой и братством, к которым стоит прибавить и щедрость — традицию застолья и массовых гуляний, — говорит Freemen. — Вообще у нас вопрос о том, кем работаешь и сколько зарабатываешь, считается неприличным. Ценен сам человек, а не его статус. А еще — каждый знает вес слова: «Сказал — сделал» — неписаное правило. По-другому — разговор короток — будут бить.
Как известно, у каждого из этого сообщества есть свое прозвище. Это тоже своеобразный протест против социума. Сами прозвища даются за самые яркие признаки или черты байкеров.
— У нас есть товарищ — Тролль, его так прозвали не из-за его ужасной внешности, а потому что он водит троллейбусы и любит вытворять разное. Как-то спешил на свидание. Отцепил рога троллейбуса от одной ветки, съехал с горы на другую сторону города — присоединился к проводам другой ветки и успел прибыть на место встречи вовремя. Словом — истинный байкер, — рассказывает Freemen.
С наступлением весны все байкеры готовятся в дорогу. Наши герои уже определили свой маршрут на этот год — поедут на открытие сезона в Киев, слеты «Тарасова гора» в Каневе Черкасской области и Одессе, дальше будут определяться по желанию. В дальнюю дорогу Freemen и Августа выезжают вдвоем, дочку пока еще не рискуют брать с собой
В «ТЕНИ»
Увлечение мотоциклами и весь образ жизни байкера с женщинами, как правило, ничего общего не имеют.
— Девушка на мотоцикле для байкера — это как скрытая неполадка в мотоцикле, ты знаешь, что она когда-то проявит себя, но когда именно — неизвестно. Не так давно появились мотоциклы «Эгоист» — только с одним сидением, чтобы не было искушения возить с собой проблему, — говорит Freemen.
Женщине, которая любит удобства в дороге, около байкера делать нечего. Требовать от него ночевать в гостинице или ехать на поезде в другую страну — все равно, что заявить ему о разрыве отношений. Не требовать друг от друга ничего, кроме чувства любви и преданности, — вот основа семей, которых объединяет страсть к дорожной жизни.
— Если у людей хватает терпения не требовать от любимого кота или собаки ничего в ответ на свою любовь, то почему же к женщине должны быть постоянные претензии, — удивляется байкер. — Готовь сам, если женщина не умеет готовить. Я вот, например, пять лет совместной жизни обещаю приготовить жареный картофель, жена верит, что я его таки приготовлю. Но кофе готовлю каждое утро.
По уставу байкеров — у женщины права голоса на собраниях нет. Она должна радоваться уже тому, что ее взяли с собой в дорогу.
— Женщина байкера должна уметь тихо греться в лучах славы мужчины. Если ты хочешь ездить с мужчиной на слеты — сиди тихо и не создавай лишних проблем, — рассказывает о правилах этой стороны семейной жизни Августа. — Нужно отвертку подать — подам, нужно ключ — пожалуйста, помочь в ремонте — не вопрос. Недопустимо, чтобы женщина при всех высказывала свое мнение или, еще хуже, начинала командовать. А вообще женщина должна сидеть дома, заботиться о муже и детях, варить борщи, убирать дом — это мое глубокое убеждение!
Сергей и Августа обвенчались в местной церкви, правда, женщина мечтает еще и о настоящей байкерской свадьбе в белом кожаном костюме. Вопрос верности у этой пары — один из самых принципиальных. Супруги привыкли доверять друг другу, ведь главное правило на слетах — не трогать ни мотоцикл, ни женщину другого байкера.
Покидая дом счастливой семьи, поймала себя на мысли, что секрет счастья этой пары, вероятно, и заключался в таланте позволить себе быть свободным самому и при этом не ограничивать свободу любимого человека. У многих людей отношение к байкерам неоднозначное — одни ими восхищаются, другие иногда даже побаиваются, однако после встречи с этой семьей появилось чувство, что мы стали богаче на хороших, своеобразных и надежных друзей.
Выпуск газеты №:
№67, (1996)Section
Общество