Обещание евроатлантической противоракетной обороны
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960331/457-3-1.jpg)
На следующей неделе (8 апреля) в Праге российский и американский президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама подпишут новое стратегическое соглашение о сокращении наступательных вооружениях (СНВ). Такое соглашение можно назвать историческим достижением, оно вдохновит нас на достижение прогресса в глобальном контроле над вооружениями. Но в то же самое время, здесь и теперь, мы должны также быть готовы защищаться от другой, менее ободрительной тенденции.
Распространение оружия массового поражения и средств поставки — угроза и союзникам НАТО, и России. Взгляд на текущие тенденции показывает, что больше чем 30 стран имеют или развивают ракетные технологии. Во многих случаях, эти ракеты могут, в конечном счете, угрожать европейцам.
Иран — показательный пример. Он подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и в то же время развивает ядерную программу, как он утверждает, только в мирных целях. Но Иран пошел дальше того, что необходимо просто для мирной программы. Он скрыл несколько ядерных установок от Международного агентства по атомной энергии, играл в прятки с международным сообществом и отклонил все предложения о сотрудничестве с Соединенными Штатами, Европейским Союзом и другими странами. Совсем недавно правительство Ирана объявило о планах обогатить свой уран до уровня, который кажется несовместимым с использованием в мирных целях, и это бросает вызов нескольким резолюциям Совета Безопасности ООН.
У Ирана также есть широкая программа развития ракетных технологий. Иранские чиновники объявляют, что диапазон их модифицированных ракет Shahab-3 составляет 2 тыс. километров, а это значит, что союзнические страны, такие как Турция, Греция, Румыния, и Болгария, находятся в пределах досягаемости.
В феврале 2009 года Иран представил ракетоноситель SAFIR 2. Это ключевая стадия в развитии ракет средней дальности и межконтинентальных баллистических ракет. Если Иран закончит эту разработку, то вся Европа, так же как вся Россия, будет в пределах досягаемости иранских ракет.
Те, кто занимается распространением оружия массового поражения и средств поставки, должны знать, что союзники НАТО непоколебимы в своем обязательстве о коллективной обороне, включая ядерное сдерживание. Столкнувшись с распространением ракетных технологий и непредсказуемых режимов и лидеров, мы обязаны объединить наши возможности ядерного сдерживания с эффективной системой противоракетной обороны.
Мы не начинаем с нуля. Союзники НАТО в течение некоторого времени рассматривали различные варианты противоракетной обороны. Само НАТО развивает оборону наших войск, которые выполняют различные миссии. Но с новым подходом США к противоракетной обороне появились намного лучшие возможности для повышения эффективности всего НАТО, что может увеличить территориальную оборону нашего населения и стран.
Настоящая совместная система евроатлантической противоракетной обороны продемонстрировала бы коллективное желание НАТО не только защищать мир от новых угроз сегодня и завтра, но также послать четкое сообщение, что ничего нельзя выиграть от распространения ракетных технологий. Это также может дать возможность европейцам снова продемонстрировать США их готовность вложить капитал в возможности самообороны и играть активную роль в процессе, который до сих пор проводился за их спинами — США и Россией.
Но есть и другая причина для развития противоракетной обороны: создать новую динамику европейской и евроатлантической безопасности. В эти дни ведется серьезный разговор о евроатлантической архитектуре безопасности. Россия, в частности сосредоточилась на договорах, конференциях и политических мерах.
Понятно, что эти вещи могут быть полезными и важными. Мы должны говорить, а также искать общие политические подходы, многие из которых мы уже приняли и можем с легкостью подтвердить это снова. Но, по моему мнению, совместная архитектура безопасности должна переместиться за пределы проектов. Это должно быть сделано. И противоракетная оборона — конкретный способ сделать это.
В этом отношении, новость о том, что США и Россия договорились о будущем соглашении СНВ, которое существенно сократит ядерные арсеналы обеих стран, задает хороший фон. Это новое соглашение сделает мир более безопасным и придаст стимул сотрудничеству с Россией в других областях, особенно в отношениях НАТО—России.
Начиная со вступления на свой пост прошлым летом, я уделил много времени и усилий оживлению отношений НАТО-России, был достигнут прогресс в нескольких областях, включая объединенный обзор общих угроз и вызовов. Но пришло время взглянуть на ракетную оборону как на другую возможность примирить нас.
Мы нуждаемся в системе противоракетной обороны, которая включает не только все страны НАТО, но также и Россию. Более того, противоракетная оборона рассматривается как общая крыша безопасности, которую мы построили, поддерживаем и под которой работаем вместе. Она защитит нас всех, и больше людей от Ванкувера до Владивостока будут знать, что они — часть одного сообщества. Такая крыша безопасности была бы сильным политическим символом того, что Россия — часть евроатлантической семьи, и разделяет с нами затраты и выгоды.
Конечно, существуют практические вызовы. Мы должны были бы сделать наши системы совместимыми, делиться разведывательными данными и прогнозами, связывать чувствительные технологии. Но такое сотрудничество является конкретным способом построения взаимного доверия.
Исходя из этих причин пришло время двигаться к противоракетной обороне. К следующему саммиту НАТО в ноябре, нам нужно принять решение, что противоракетная оборона является миссией Альянса и мы будем рассматривать любую возможность сотрудничества с Россией.
Но Россия также должна решить, что для нее противоракетная оборона является скорее возможностью, чем угрозой. Если это произойдет, мы можем двигаться к системе противоракетной обороны, которая не только защищает евроатлантическое сообщество, но также объединяет его.
Завершение холодной войны дало нам огромную возможность достигнуть нашей цели — объединенной, свободной и мирной Европы. Мы этого пока не совсем достигли, но двигаемся к этой цели. Противоракетная оборона может стать частью этой положительной тенденции.
Андерс Фог РАСМУССЕН — Генеральный секретарь НАТО.
Выпуск газеты №:
№57, (1996)Section
День Планеты