«Возвращение людям чувства исторической справедливости является ценностью само по себе»
Как украинцы воспринимают знаковый Указ Президента?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960127/413-4-3.jpg)
Выясняя отношение украинцев к новоопределенному статусу Степана Бандеры, который, напомним, Указом Президента Виктора Ющенко от 20 января 2010 года посмертно получил звание Героя Украины, мы обратились в том числе и к писательнице Оксане ЗАБУЖКО. Последний изданный «насильно навязанной в матери «сучукрлиту»» (так в недавнем интервью иданию «Український тиждень» пани Оксана навала сама себя) роман — «Музей покинутих секретів» — в значительной степени основан на теме послевоенного националистического подполья в Украине, историю которого писательница длительное время исследовала в украинских и зарубежных архивах, а также из первых уст живых свидетелей и участников украинского Резистанса. «День» задал вопрос Оксане ЗАБУЖКО: «Считает ли она своевременным и уместным такое решение Президента Ющенко, не с точки зрения его собственных политических перспектив, а с точки зрения готовности к этому украинского общества?»
Продолжая тему, свою точку зрения мы также попросили озвучить представителя Украинского института национальной памяти в Черниговской области Сергея БУТКО.
Оксана ЗАБУЖКО, писательница:
— Вместо комментария могу привести вам «сцену с места событий»: я в эти дни как раз провожу промо-тур с «Музеєм покинутих секретів» по городам Украины, в День Соборности, 22 января, проходил вечер во Львове. Неожиданно для меня ведущая вечера, проф. Мария Зубрицкая, открыла его сообщением о присвоении Президентом Степану Бандере звания «Герой Украины» — и зал взорвался овациями, даже оконные стекла зазвенели! Нужно было быть там, чтобы воочию ощутить эту освободительную радость коллективного «Наконец!», — только в то мгновение я по-настоящему смогла оценить весомость этого указа. Видите, возвращение людям чувства исторической справедливости является ценностью само по себе, независимо от рассуждений переменчивой «политической целесообразности», а со стороны Президента, который покидает свой пост, это красивый и искренний шаг, достойный всеобщего уважения.
А относительно неосведомленности украинского общества о своей истории (и нынешней в том числе!), то здесь, прошу прощения, в значительной степени ответственность лежит и на отечественной журналистике. Не ранее, как вчера, например, позвонила мне и обратилась за таким же комментарием журналистка одной из киевских газет, начала что-то говорить о «сотрудничестве Бандеры с фашистами». «Подождите, — говорю, — какое же «сотрудничество», если как раз фашисты его после провозглашения Акта независимости, арестовали, и он до конца войны в Заксенхаузене просидел, и семья его там погибла?» «Первый раз от вас слышу!» — недоверчиво и почти обиженно заявляет девочка... Знаете, я в целом не имею особых иллюзий относительно профессионализма отечественных журналистов, но здесь и я была в шоке: а «погуглить», прежде чем «собирать комментарии известных людей», чтобы хоть знать, о чем спрашиваешь, — этому уже на журфаках не учат? Поэтому, какая уж тут «готовность» к историческим дискуссиям может быть в обществе при такой полной умственной нетронутости, — хорошо хоть, что указ вышел, и факт совершен: Украинское государство после 18 лет независимости, наконец, официально смогло признать Героем того, кто отдал за него жизнь. Поздно, но смогла...
Сергей БУТКО, представитель Украинского института национальной памяти в Черниговской области:
— Когда представители патриотического лагеря начинают говорить о том, что все не так и не то, пусть вспомнят, в каких условиях был принят IV Универсал. Напоминаю. Январь 1918 года. Наступают войска Муравьева, власть в Киеве еле держится — и впоследствии Муравьев все-таки возьмет Киев. Но в этих условиях был принят IV Универсал, который мы отмечаем как провозглашение государственной независимости Украины.
Любое официальное награждение государством, за которое положил свою жизнь один из легендарных лидеров украинского национально-освободительного движения Степан Бандера, — свидетельство жизнеспособности, самосознания и самоуважения Государства Украина. То есть это нужно нам, а не Бандере. И чем скорее это происходит, тем лучше для страны в деле решения современных проблем, укрепления условий для приближения главной цели — стать успешным государством счастливого и состоятельного народа в кругу мирового содружества. Борцы за волю Украины в разные исторические периоды отождествляли себя только с тремя лидерами: Иваном Мазепой, Симоном Петлюрой и Степаном Бандерой. Народный Герой Украины отмечен наивысшей государственной наградой именно таким образом.
Это уже произошло, и дискуссии о форме и времени награждения, если исходить из интересов украинского народа и его государства, утратили свою актуальность. Я приветствую этот шаг и призываю украинскую духовную и интеллектуальную элиту использовать свой творческий потенциал для донесения правды о Бандере, его добродетелей и героических поступков. Крайне важно, чтобы пример деятельности проводника украинских националистов помог политической элите нации, государственному руководству, будущему президенту Украины успешно вывести страну из экономического кризиса. Что касается реакции за рубежом — это наша украинская история и украинские герои. По моему мнению, уверенность и последовательность Украинского государства в отстаивании сохранения собственной национальной истории очень быстро вызовет понимание и уважение. Мир уважает те народы, которые при любых обстоятельствах остаются самими собой.
Выпуск газеты №:
№13, (1996)Section
Подробности